Ткачихи
Патрон шедевра
Тыранов Алексей (1808-1859)
Ткачихи
1824-1830
Размер - 54 x 42,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6118
Пост. в 1927 из Гос. Цветковской галереи
Алексей Васильевич Тыранов – русский живописец, литограф, иконописец, академик Императорской Академии художеств. В 1824 году Тыранов познакомился с А.Г. Венециановым, который оценил талант юноши и взял его к себе в ученики. В дальнейшем Венецианов способствовал поступлению молодого живописца в Академию художеств. Хотя Тыранов со временем отошел от манеры наставника, он традиционно считается одним из самых талантливых представителей венециановской школы.
Картина «Ткачихи» была написана в 1826 году под руководством Венецианова. Художник обратился к сюжету из повседневной жизни, который давал возможность показать характерные типы русских крестьянок за традиционным женским занятием. В 1827 году в газете «Северная пчела» появилось описание картины: «Молодая и старая женщины, которые толкуют о краснах – домотканый холст или ткацкий станок, – что составляет большую важность в сельском быту. Фигуры очень хорошо сочинены и написаны, а околичности отделаны с большим тщанием».
Образы двух женщин отличает серьезность и сосредоточенность. Тыранов точно воспроизводит детали костюма работниц: красный головной убор, прикрывающий их волосы, как это было принято у замужних крестьянок, расшитый сарафан пожилой модели. Особый интерес представляет натюрморт, скомпонованный из берестяных коробов и полосатой ткани. В то же время этнографическое начало сочетается с умением Тыранова отобразить красоту и гармонию, кроющиеся в повседневном труде женщин. Чувствуется добрый, уважительный взгляд художника на людей, которых он изображает.
Работа была приобретена знаменитым коллекционером, писателем П.П. Свиньиным, активно поощрявшим отечественных мастеров. В 1898 году произведение, сменившее нескольких владельцев, оказалось в собрании И.Е. Цветкова. Имя Тыранова уже забылось, и полотно приписывалось непосредственно Венецианову. Установить подлинное имя автора картины удалось в середине ХХ века исследователю Т.В. Алексеевой.