Тыранов (Тыронов) Алексей (1808-1859)
Портрет И.К. Айвазовского
1841
Размер - 72 x 54,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.251
Приобретено П.М. Третьяковым у И.К. Айвазовского. 1875
Выходец из мещанского сословия, Алексей Васильевич Тыранов считается лучшим учеником художника А.Г. Венецианова (1780–1847). От своего наставника он перенял интерес к внутреннему миру человека и умение находить поэтику в повседневной жизни.
Портрет И.К. Айвазовского (1817–1900) – непревзойденного мастера романтического морского пейзажа, А.В. Тыранов написал по многочисленным просьбам восхищенных зрителей. Как свидетельствует надпись в левом нижнем углу картины, портрет был исполнен в Риме в 1841 году, когда Айвазовский только приехал в Италию за впечатлениями. Здесь он любовался южным морем, наблюдал метаморфозы водной стихии, а затем переносил свои воспоминания и переживания на холст. Он утверждал, что изображал не столько реальное море, сколько занимался мифотворчеством, поэтизируя образ «своенравной» водной стихии. В этом заключалась особенность его творческого метода.
Помимо правды зрительного восприятия поклонники таланта мариниста действительно видели в его работах глубокое содержание, отражение его собственного мироощущения. «В картине нас всегда привлекает человек. <…> Дух художника, его гармоническая связь с живописуемой им природой составляет в картине то, чего нет в непосредственной природе. И что, ставя искусство выше натуры, служит для нас источником наслаждения». Так отзывались о творчестве Айвазовского зрители, которые помимо визуального эстетического наслаждения его картинами хотели познать и внутренний мир художника-романтика.
Создавая образ, А.В. Тыранов словно исследует модель и выявляет особенности многогранной творческой личности художника. Портрет выделяется непривычной для зрителя иконографией, когда фигура Айвазовского представлена крупным планом отдельно от моря. Маринист позирует на нейтральном фоне в элегантном черном пиджаке, строгость которого смягчает малиновый шейный платок. Иван Константинович сидит на простом деревянном стуле в расслабленной позе вполоборота к зрителю, положив правую руку на спинку сидения.
С особым вниманием Тыранов пишет кисть его рабочей руки с длинными артистичными пальцами. Уложенные помадой черные волнистые волосы и бакенбарды сливаются с цветом одежды и выделяют одухотворенное творческими порывами лицо художника и его красивый профиль, в котором угадываются экзотические родовые корни мариниста.
Портрет был выкуплен П.М. Третьяковым у самого художника и стал частью его коллекции изображений «лиц, дорогих нации».