Портрет графа Д.П. Бутурлина
Патрон шедевра
Яненко Феодосий (1762-1809)
Портрет графа Д.П. Бутурлина
Конец 1790-х
Размер - 25 x 20
Материал - цинк
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5827
Приобретено Государственным Ученым советом при Наркомпросе. 1924
Интимный малоформатный пандан к портрету А.А. Бутурлиной (Конец 1790-х, Третьяковская галерея) очень близок сентиментальным портретным образам В.Л. Боровиковского, созданным в последние десятилетия XVIII – первые годы XIX столетия. Очевидные параллели видны в естественной, расслабленной позе фигуры, нежном тональном колорите, пейзажном фоне. В качестве аналогии можно привести малоформатные парные портреты А.А. и Е.В. Торсуковых (1795, Третьяковская галерея). Сходство позволило исследователям сделать вывод о том, что парные портреты Бутурлиных являются копиями Яненко с утраченных ныне оригиналов Боровиковского. А.В. Лебедевым были найдены сведения, согласно которым Боровиковский писал портреты Бутурлиных в 1797 и получил за это премию в 200 р. от тогдашнего президента Академии художеств Мусина-Пушкина.
Примечательна личность представленного на портрет персонажа. Граф Дмитрий Петрович Бутурлин (1763 – 1829) был одним из наиболее эрудированных людей своего времени, библиофил и знаток искусств. Несколько лет (1802 – 1817) он занимал пост Директора Эрмитажа. Бутурлин собрал две уникальных библиотеки. Первая из них, включавшая до 40 тысяч томов и хранившаяся в его московском доме, сгорела во время пожара 1812. Граф обладал феноменальной памятью, позволявшей ему поддержать разговор на любую тему цитатами из латинских и французских классиков. Любитель музыки и театра, будучи и сам талантливым исполнителем, он приглашал к себе в дом музыкантов и певцов. Увлечение изобразительным искусством способствовало его близкому общению со многими художниками, которые порой подолгу жили в его доме, как, например, А. Молинари. Когда он с семьей в 1817 переехал во Флоренцию, гостеприимством Бутурлиных пользовались братья Александр и Карл Брюлловы, О. Кипренский, С. Щедрин. Увлекали графа и научные исследования, в том числе, всевозможные опыты и эксперименты. Вероятно, на это увлечение намекает зрительная труба в руках Бутурлина на портрете.
Обе работы кисти Яненко хранились в фамильном собрании Бутурлиных в усадьбе Дубны Тульской губернии вплоть до XX века. В 1905 они были отобраны С.П. Дягилевым для участия в знаменитой Таврической выставке.
Д.П. Бутурлина портретировал также Ф.С. Рокотов (1793, Тамбовская областная картинная галерея).