Графиня Анна Артемьевна Бутурлина (1777 – 1854), дочь графа А.И. Воронцова, с детства воспитывалась в утонченной атмосфере благоговейного отношения к искусству, что способствовало формированию ее собственного художественного вкуса и любви к живописи. Она была совсем юной девочкой, когда Д.Г. Левицкий написал серию портретов всех членов ее семьи. Эти изображения, выполненные в конце 1780-х – начале 1790 х, хранятся в Русском музее.
В 1793, за несколько лет до того как Яненко создал парные портреты супругов Бутурлиных, Анна Артемьевна вместе с мужем позировала выдающемуся живописцу Ф.С. Рокотову по случаю свадьбы. Изображения хранились в принадлежавшем родителям А.А. Бутурлиной имении Воронцовка Тамбовской губернии (сейчас – в Тамбовской областной картинной галерее). Несмотря на то что две пары портретов кисти Рокотова и Яненко близки по времени исполнения, по образному строю они принадлежат к разным эпохам. Безупречно прямая осанка, застывшая напряженная поза и дежурная улыбка моделей Рокотова выдают их внутреннюю скованность. Напротив, герои портретов Яненко чувствуют себя совершенно естественно и раскованно, о чем можно судить не только по их непринужденным позам, но также по спокойному выражению лиц с внимательным взглядом, выражающим готовность к диалогу со зрителем. Обстановку внутренней гармонии и приятного уединения создает окружающий ландшафт, густая зелень которого напоминает отдаленный заброшенный уголок пейзажного парка. Такие виды часто служили фонами для портретов эпохи сентиментализма.
Анна Артемьевна нашла в лице своего мужа единомышленника, который также трепетно относился к изобразительному искусству и проявлял живой интерес к художественной жизни. Графиня и сама пробовала реализоваться в роли художницы. Ее учителем в миниатюрной живописи по слоновой кости выступал известный живописец А. Молинари, который жил некоторое время в усадьбе Бутурлиных Белкино.
Парные портреты Яненко хранились в бутурлинском собрании фамильных портретов в усадьбе Дубны Тульской губернии.