Капков Яков (1816-1854)
Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды
конец 1830-х-начало 1840-х
Размер - 58,5 x 67,9
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.294
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1893
Яков Фёдорович Капков происходил из семьи крепостных крестьян князя М.С. Воронцова. В 1832 году благодаря проявленному таланту в изобразительном искусстве Капков получил вольную. Поступил на обучение в Императорскую Академию художеств пенсионером Общества поощрения художников. Его наставником стал великий маэстро К.П. Брюллов. Академическая живописная манера учителя стала для начинающего художника примером для подражания. За время своей недолгой творческой карьеры Я.Ф. Капков проявил себя как исторический живописец, портретист и жанрист. Известны его копии с произведений К.П. Брюллова и Ф.А. Моллера.
Картина «Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды» была создана на пике творческой активности мастера. Она представляет собой эскиз к произведению, о существовании и местонахождении которого ничего не известно. Сюжетом для полотна стал эпизод из жития митрополита Алексия (1290-е – 1378), который прославился в миру своими благими делами и заботой о восстановлении церквей, разрушенных за время нашествия татар. В августе 1357 года святитель Алексий отправился в Золотую Орду, где исцелил жену хана Чанибека (Узбека) Тайдулу, которая к тому времени уже три года страдала от тяжелой болезни глаз и других недугов. Ханша Тайдула прославилась в христианском мире как заступница и помощница в разрешении конфликтов. Это обстоятельство и послужило главным мотивом для оказания ей помощи.
В знак благодарности за исцеление Тайдула подарила митрополиту перстень и вручила грамоту, которая освобождала Русскую церковь от дани и поборов. Она также передала Алексию земли ордынского (татарского) подворья в Московском Кремле, которое было резиденцией послов Золотой Орды. Эти знаковые события стали поводом для основания на территории Кремля Чудова монастыря, который получил свое название от соборного храма Чуда святого архистратига Михаила в Хонях.
На картине представлен момент, когда святитель вошел в мрачные покои Тайдулы и начал петь молебен над ее ложем. В левой руке он держит зажженную свечу, которую слепил сам, а правой окропляет царицу святой водой. Страдания Тайдулы на картине Капкова очевидно преувеличены: растрепавшиеся волосы, безжизненно запрокинутая на подушки голова, обессиленная, лежащая на груди рука. Однако эта патетика, эмоциональная возвышенность выраженных через жесты чувств, придают моменту особую значимость.
Сюжет с прозрением Тайдулы художники использовали в иконописании. Чудо исцеления ханши также нашло отражение в историческом романе Д.М. Балашова «Ветер времени» из цикла «Государи Московские».
Приобретение полотна П.М. Третьяковым является отражением интереса собирателя к знаковым сюжетам отечественной истории.