Портрет детей графа И.И. Воронцова
Патрон шедевра
Преннер Георг Каспар Иосиф де (1720-1766)
Портрет детей графа И.И. Воронцова
Около 1755
Размер - 68,2 x 86,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4875
Поступило из Государственного музейного фонда. 1920
На портрете представлены дети графа Ивана Илларионовича Воронцова и его супруги Марии Артемьевны, дочери известного государственного деятеля А.П. Волынского, казненного при Анне Иоанновне.
Преннер был приглашен в Россию братом И.И. Воронцова – вице-канцлером М.И. Воронцовым. По инициативе И.И. Воронцова он написал, кроме рассматриваемой работы, парные портреты заказчика и его супруги, Марии Артемьевны (первая половина 1750-х, Тамбовская областная картинная галерея). Все три изображения хранились в родовом имении Воронцовка.
Работа датируется на основании даты рождения младшей из изображенных детей – Авдотьи (январь 1755). Старшую из представленных девочек звали Анна. Скачущий на коне мальчик – не кто иной как Артемий Иванович Воронцов, ставший впоследствии крестным отцом А.С. Пушкина. А.И. Воронцов любил живопись и часто позировал художникам. Известны его портреты кисти Ф.С. Рокотова (не ранее 1765) и Д.Г. Левицкого (конец 1780-х, Государственный Русский музей).
Преннер создал рокайльный портрет-картину, наподобие тех, которые в 1740-х годах писал его соотечественник Г. Гроот. Мастер придумал искусственный мир, где живые люди уподобляются хорошеньким статуэткам. В целом композиция напоминает сцену из кукольного спектакля на фоне искусных декораций. Между детьми отсутствует какая-либо эмоциональная связь. Изображения девочек и их брата вообще композиционно не связаны, что усиливает впечатление нереальности происходящего. В безоблачном мирке, где присутствуют лишь светлые пастельные краски, царят спокойствие и гармония. Дети в этом спектакле играют роль взрослых: они одеты во взрослую одежду – девочки в платьях с широкими фижмами и декольте, мальчик – в треуголке и кафтане. Каждый из детей представлен в сопровождении какого-либо животного. Артемий изображен на вздыбленном породистом коне, который подчеркивает знатное происхождение юного всадника. Анна держит на поводке охотничью собаку, напоминающую английскую борзую, часть фигуры которой оказалась срезана. Изящно благородные контуры породистого пса также намекают на высокое положение владелицы. Младшая держит на руках животное, по силуэту напоминающее кошку.
Портрет детей был исполнен незадолго до отъезда художника из России, в 1755 году. Вероятно, по причине отъезда мастера произведение не было завершено, о чем можно судить по обобщенным силуэтам фигур и элементов пейзажа, едва намеченным деталям отдельных частей композиции, широким плоскостям лишенного тонких градаций цвета.