Иконография Богоматери «Вертоград заключенный» появилась в XVII веке.
На иконе Богоматерь с Младенцем на руках представлена на фоне райского сада (вертограда), обнесенного оградой. К Богоматери с облаков спускаются два ангела и возлагают на Ее главу корону. В правой руке Дева Мария держит красную гвоздику, символизирующую кровь, пролитую Христом.
Изображение Богоматери на фоне фантастических цветов олицетворяет рай. Литературная основа образа – тексты акафистов, в которых Богоматерь сравнивается с цветущими деревьями и цветами. Название иконы «Вертоград заключенный» восходит к строкам библейской книги Песня песней: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатленный источник» (Песн. 4:12).
На иконе прямоугольное ограждение вертограда по углам украшено вазонами причудливой формы с пышными букетами цветов. Внутри ограды все цветы, деревья и кусты рассажены строго симметрично, согласно правилам устроения европейских «регулярных» садов. Прямые аналогии композиция сада находит в гравюрах голландского художника Мартена де Воса, изображающих Небесный Иерусалим.
На нижней лузге (скос между полем и средником иконы) фрагментарно сохранилась авторская подпись Никиты Павловца, жалованного иконописца Оружейной палаты (жалованный, то есть получавший регулярное жалование). Известно, что Никита Павловец неоднократно был «сотоварищем» ведущего мастера Оружейной палаты Симона Ушакова, ценившего его мастерство превыше других.