Горные пейзажи Швейцарии, Финляндии, Кавказа в духе швейцарского пейзажиста Александра Калама стали главной специализацией Арсения Мещерского. Он ездил в Швейцарию дважды, чтобы стажироваться у Калама. По сравнению с учителем горные виды Мещерского выглядят рафинированными, колористические решения «стерильными», «очищенными», листва деревьев усредненной породы уподоблена тонкому кружеву. Бесстрастные идеальные горы, озера, зимы Мещерского в лучших работах были не лишены щеголеватой элегантности, о чем свидетельствует пейзаж «Зима. Ледокол», приобретенный Третьяковым. В 1878 году пейзаж экспонировался на Всемирной выставке в Париже под названием «Лес зимой».
Темой этого изысканного пейзажа стала заготовка льда – промысел, ушедший в прошлое после изобретения холодильников. В конце зимы в России традиционно заполняли ледники льдом. Для этого лед заготавливали на речках и прудах, затем глыбы перевозили на санях к ледникам. Лед нарезали большими параллелепипедами, которые лошади вытаскивали из воды. Промысел был тяжелым и достаточно опасным – иногда гибли лошади, иногда тонули люди. Глыбы льда искрились и переливались всеми цветами радуги под лучами солнца, вдохновляя художников. Кроме Мещерского этой теме, в частности, отдали дань Л.Ф. Лагорио («Возка льда», 1849), И.К. Айвазовский («Ледорубы на Неве», 1877), И.П. Похитонов («Заготовка льда», 1900), Фредерик де Ханен («Резка льда на Неве», 1913).