Мещерский Арсений (1834-1902)
Морской пейзаж
1899
Размер - 31 x 42,5
Материал - холст на фанере
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-75
Дар И.М. Саркисова-Серазини, Москва. 1960
Арсений Иванович Мещерский – представитель плеяды пейзажистов, начавших свою творческую карьеру в середине XIX века, когда усилились связи русской школы с современными европейскими центрами пейзажной живописи. Уроженец Твери, Мещерский обучался в Императорской Академии художеств в 1854–1857 годах, одновременно в классах исторической живописи у Фёдора Бруни и пейзажной – у Сократа Воробьёва. Затем на собственные средства Мещерский отправился в Женеву, где несколько лет работал под руководством Александра Калама, чьи картины высоко ценились в европейской художественной среде благодаря ошеломляющим красочным эффектам и натуралистическому характеру изображений. В 1859 году он был удостоен Академией большой золотой медали за картину «Швейцарский вид (Льды на Ландеке»), близкую по сюжету одной из работ Калама. В дальнейшем Мещерский сохранил привязанность к мотивам суровой зимней природы с присущим им драматизмом. Подобные свойства отличают один из самых известных пейзажей художника «Зима. Ледокол» (1878, Третьяковская галерея). И для этого, и для других произведений, исполненных Мещерским на протяжении 1880–1890-х годов после многочисленных поездок по России (по средней полосе, в Крым, на Кавказ) и по Европе (в Грецию и Италию), характерны панорамные композиционные решения и яркий, во многом сочиненный колорит.
Работа «Морской пейзаж» относится к иным по содержанию, более камерным прибрежным видам, созданным на пленэре. Такого рода мотивы составили особое направление в европейской и отечественной маринистике в XIX веке. «Морской пейзаж», написанный, судя по всему, во время пребывания Мещерского в Италии, напоминает натурный этюд не только размерами, но и фрагментарностью композиции, а главное – стремлением художника уловить изменчивую световоздушную среду пасмурного ветреного дня и передать ее в тональной живописи, тонкой и гармоничной.