Голике Вильгельм Август (Василий) (1802-1848)
В мастерской художника В.-А. Голике
1832
Размер - 136,2 x 103,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-655
Дар В.М. Ходасевич в 1970
Вильгельм Август Голике – русский живописец немецкого происхождения. Художественные навыки получил в мастерской модного английского портретиста Дж. Доу (1781–1829), который работал в России по приглашению императора Александра I. Исполнял копии с его произведений и помогал учителю в работе над Военной галереей Зимнего дворца.
По внешним признакам портрет заявлен на парадный (большой формат, многофигурная сцена, подробные детали обстановки), но решен как бытовой эпизод из частной жизни человека.
На картине художник представил себя в мастерской во время работы над крупной аллегорической композицией. Небольшая уютная комната наполнена предметами и людьми. В интерьере множество любопытных деталей: произвольно лежащие рисовальные принадлежности и элементы костюма, декорированный помост для натурных постановок. В левой части полотна изображена сидящая полуобнаженная женщина – модель художника, которую спугнули посетители мастерской. В проеме распахнутой двери открывается перспектива соседнего зала с роялем и античной статуей. С правой стороны композицию замыкают фигуры молодого человека, вероятно, ученика Дж. Доу А. Полякова, и некого чиновника, возможно, заказчика стоящего на мольберте полотна.
Фоном для автопортрета Голике служит высокий деревянный шкаф, на котором размещаются экорше (скульптурное изображение человека без кожи), гипсовые слепки человеческих стоп и кистей рук, женский торс, книги и бюст императора Николая I. На торце шкафа, прямо над головой художника, висит портрет его наставника и покровителя Дж. Доу с палитрой в руке. В аналогичном творческом образе мастер изобразил и самого себя.
Голике сидит вполоборота к зрителю и смотрит вперед. Его полное лицо, обрамленное густыми кудрявыми волосами, выглядит моложавым. А яркий румянец на щеках выдает внутреннюю энергию и страстность живописца.
Художник облачен в простую повседневную одежду. На нем узкие темные брюки, заправленные в высокие остроносые сапоги, небрежно застегнутая белая рубашка и приспущенный с плеча красный халат. Сложные тяжелые складки его обшлагов перекликаются с висящей под потолком алой драпировкой. Схожие по изображению, но разные по смыслу мотивы делают портрет естественным и торжественным одновременно.
В собрании Третьяковской галереи хранится автопортрет В. Голике с женой и детьми (1836). Обе картины служат ярким примером внутреннего настроя художника, который нуждался во внимании и испытывал потребность в окружении родных и близких людей.