В 1863 году Иван Макаров получил заказ – расписать внутреннюю часть купола строящегося храма Христа Спасителя в Москве. Вероятно, тогда он и познакомился с Иосифом Каминским – учеником и старшим помощником Константина Тона, главного архитектора комиссии по строительству храма. Будучи профессором Академии художеств и академиком архитектуры, Каминский в то время уже имел обширный профессиональный опыт. Так, еще в 1840-е годы он работал при возведении Большого Кремлевского дворца. Теперь же Каминский фактически руководил строительством грандиозного храма.
В 1865 году живописец отошел от работы над росписью купола. В те же годы он исполнил портрет Иосифа Каминского, который вплоть до 1873 года продолжал работать на строительстве храма Христа Спасителя. В это же время его младший брат Александр Каминский – муж сестры Павла Третьякова Софьи, также получивший образование архитектора, занимался строительством первого здания для собрания живописи братьев Третьяковых.
Макаров давно снискал славу как успешный портретист и придворный художник. Он был весьма популярен. В некрологе о живописце позднее напишут: «В 50–60-х годах не было светской гостиной, где бы ни красовалась головка И.К. Макарова». Автор нарядных салонных портретов светских красавиц и их детей, художник несколько иначе подходил к созданию портретов людей своего круга – представителей русской интеллигенции. Портрет Иосифа Каминского является характерным примером такого изображения.
Скупой колорит полотна, обобщенный характер трактовки одежды фокусируют внимание зрителя на лице. Его тщательная светотеневая моделировка, акцентированный светом крупный лоб создают утонченный и сдержанный образ интеллектуала и творческой личности. Проницательный взгляд направлен на зрителя. Гладкая сплавленная эмалевидная живопись лица контрастирует с более крупными красочными мазками одежды и фона.
В 1895 году Александр Каминский подарил портрет брата кисти Макарова Третьякову.