К святому месту
Патрон шедевра
Хруцкий Иван (1810-1885)
К святому месту
конец 1840-х
Размер - 40,7 x 50,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1529
Поступило из "РОСИЗО". 1996
Пейзажи Ивана Хруцкого связаны с поздним периодом его творчества. В 1844 году художник купил небольшое имение Захарничи близ Полоцка, где и поселился после женитьбы. Оттуда он совершал поездки в Литву, выполняя заказы митрополита Иосифа Семашко, жившего в Вильно (современный Вильнюс). С 1845 по 1855 год по заказу Семашко Хруцкий работал над иконами для иконостасов церквей, копировал картины известных европейских художников для украшения резиденций митрополита, писал пейзажи Вильно и его окрестностей.
На картине изображена одна из станций Виленской Кальварии – католического паломнического маршрута в окрестностях Вильно. Остановки, или станции, на нем символизировали священные для христиан места в Иерусалиме, где пролегал крестный путь Иисуса Христа. Каждая станция отмечалась деревянной часовней, и верующие совершали здесь молитвы. Хруцкий представил станцию рядом с местечком Тринополь. Ручей Болтупы олицетворял поток Кедрон, через который переводили Спасителя во время шествия на Голгофу. В 1847 году стараниями Семашко Виленская Кальвария, пришедшая к тому времени в упадок, была вновь благоустроена. Возможно, появление работы Хруцкого было приурочено к этому событию.
Пейзаж явно написан по натурным впечатлениям художника. С проникновенным чувством Хруцкий передал светлый погожий день, полный тишины и покоя. К маленькой часовне, расположенной на мостике над глубоким оврагом, спускаются с крутого косогора паломники, рядом погружена в молитву небольшая семья. Один из юных участников шествия больше увлечен окружающим ландшафтом, чем благочестивыми размышлениями. Замкнутый характер композиции подчеркивает уютную атмосферу уединенного лесного уголка. Тонкая, почти акварельная манера письма, пленэрная цветовая гамма – все в картине создает лирический образ природного мира, осененного божественной благодатью.