На портрете изображен художник Фёдор Антонович Бруни (1801–1875) – яркий представитель
академического направления русской живописи. В 1807 году он вместе с отцом, швейцарским итальянцем, художником-реставратором Антонио Бруни, приехал в Россию. В 1809–1818 годах обучался в Академии художеств, в классе исторической живописи у В.К. Шебуева, А.И. Иванова и А.Е. Егорова. После окончания Академии при поддержке отца продолжил обучение за границей. А с 1836 года по возвращении в Петербург сам стал преподавателем. В 1838–1841 годах Бруни работал в Риме над большой картиной «Медный змий», которая впоследствии стала мировым шедевром. В это время, на пике творческой карьеры, и был исполнен портрет.
Автором полотна выступил художник Фёдор Антонович Моллер, который в этот период занимал ведущее положение в итальянской колонии русских художников. Он блистательно передал волнующий образ творческого интеллигента с яркой европейской внешностью.
Перед зрителем предстает интересный кареглазый брюнет с густыми ухоженными волосами и пушистыми бакенбардами, которые аккуратно обрамляют его худощавое бледное лицо. Застывшие в полуулыбке губы и вопрошающий прямой взгляд делают портрет интригующим. Элегантность модели подчеркнута черным шелковым галстуком, который стягивает ворот белоснежной сорочки. Небрежно наброшенная на плечи шинель делает облик модели динамичным и романтическим. Золотая цепочка и фрачник ордена Святого Станислава указывают на высокий социальный статус и заслуги владельца.
Портрет долгое время хранился у потомков художника, которые трепетно относились к семейной реликвии. В 1891 году младший сын живописца архитектор Ю.Ф. Бруни продал картину П.М. Третьякову.