Портрет кисти Ф.А. Моллера по праву считается лучшим прижизненным изображением Н.В. Гоголя. Необыкновенной популярности этого образного типа способствовала резцовая гравюра, сделанная с работы Моллера его другом художником Ф.И. Иорданом после смерти писателя. Портрет был растиражирован и публиковался в различных изданиях, в том числе сочинений Н.В. Гоголя.
Первоначальный портрет, который сам Николай Васильевич считал наиболее похожим на оригинал, был написан в 1841 году по его собственной просьбе для матери – Марии Ивановны Гоголь-Яновской.
Русский поэт и переводчик Н.В. Берг вспоминал, что портрет «заказан был Гоголем <…> после убедительных просьб семейства. Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее; надел сюртук, в каком никогда его не видали, ни прежде, ни после; растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть для того, чтоб спрятать от потомков сколь возможно более свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен».
Гоголь изображен на фоне голубого облачного неба. Из-за отсутствия деталей дальнего плана его фигура смотрится значительной. Этому способствуют и приближенная точка зрения, и ракурс модели, представленной погрудно, в фас. Волосы красиво обрамляют лицо писателя. Гоголь позирует, глядя прямо в глаза художнику, с которым его связывали добрые приятельские отношения. Взгляд его выражает спокойствие и доверие. Губы застыли в полуулыбке, нехарактерной для него в реальной жизни.
Оригинал портрета Н.В. Гоголя находился в семье писателя до 1919 года. Впоследствии он был передан в Полтавский художественный музей. Во время Великой Отечественной войны оригинал был потерян, и его местонахождение неизвестно до сих пор. Авторское повторение портрета было приобретено С.М. Третьяковым, братом основателя галереи, и стало частью музейной коллекции изображений «лиц, дорогих нации».
В собрании Третьяковской галереи хранятся и другие портреты творческих людей кисти Ф.А. Моллера, например
«Портрет Ф.А. Бруни» (1840).