Остров Валаам при закате солнца
1845
Размер - 61 x 91,3
Материал - холст дублирован
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.267
Приобретено П.М. Третьяковым. 1894
До недавнего времени картина имела название «Переправа Николая Васильевича Гоголя через Днепр», поскольку ее предыдущий владелец – М.М. Губин, предлагая приобрести картину, сообщал, что из трех фигур в лодке «одна представляет самого Иванова, а другая Гоголя». Знаковое для русской культуры имя писателя предопределило судьбу полотна, хотя изображение человека в кепке не имеет сходства с обликом Гоголя, а сам художник никогда не был на Днепре.
Бывший крепостной, начинавший осваивать живопись под руководством братьев Г. и Н. Чернецовых, Иванов с 1840 года учился в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьёва как пенсионер Общества поощрения художников. Он интересовался природой окрестностей Петербурга и Финляндии и выезжал туда для писания этюдов. В 1845 году получил звание неклассного (свободного) художника за написанные им пейзажи.
В 1843 году было открыто пароходное сообщение с Валаамским монастырем. Эти обстоятельства и характер изображенного пейзажного мотива позволили научному сотруднику Третьяковской галереи Степановой С.С. предположить, что художник изобразил одно из святых мест севера России. Предложенная версия нашла подтверждение появлением на выставке в Государственном Русском музее в 2019 году аналогичного по мотиву пейзажа – «Вид Валаамских островов. Рассвет», попавшего в собрание Ново-Валаамского монастыря (Финляндия).
Таким образом, этот пейзаж – самое раннее изображение в живописи острова Валаам, исполненного в стиле позднего академического романтизма. Колористические эффекты угасающего дня тонко передают ощущение благостной тишины, которая окутывает лесистые острова, паломников в лодке и монахов, удящих рыбу на вечерней заре.
В 1846 году Антон Иванов покинул Россию, как оказалось, – навсегда, отправившись в Италию вместе со своими покровителями – братьями Г. и Н. Чернецовыми.