Имя Павла Брюллова несколько затерялось среди имен его прославленных родственников - Карла Брюллова, «великолепного Карла», как его называли современники, и отца, профессора Императорской Академии Художеств, архитектора Александра Брюллова. Павел был всесторонне одарен и хорошо образован – слушал лекции по математике в Англии, поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского Университета, успешно учился музыке. Он много путешествовал по Европе, побывал в Константинополе и Алжире, отовсюду привозя папки с этюдами. Увлеченный, отчасти эксцентричный, Брюллов был всецело предан Товариществу передвижников, на протяжении нескольких десятилетий он состоял помощником кассира Карла Лемоха, а впоследствии стал казначеем Товарищества. Картина «Весна» написана вскоре после возвращения Брюллова из длительного пребывания в Италии и Франции, где художник изучал историю искусства, литературу и брал уроки живописи в школе изящных искусств в Париже. Вернувшись в Россию, он продолжил свое обучение в Академии художеств в пейзажном и перспективном классе у Максима Воробьева, а также занялся акварелью. Но систематические занятия и работа над большим программным произведением оказались не в характере Брюллова.
«Весна» - абсолютно русский пейзаж, словно навеянный тоской по родине, по ее неярким природным краскам. В самой интонации полотна чувствуется голос саврасовских “грачей” (
“Грачи прилетели”). Земля едва высвободилась из–под первых проталин снега и начинает дышать свободно, чистым, прохладным воздухом. На деревьях появляется первая зелень, отражение в водоеме, окруженном большими темными валунами и поленьями. еще зимнее, мутное. Цветовым и эмоциональным контрастом с землей выглядит безмятежно голубое небо с парящими белыми облаками – предвестниками обновления природы.