Жаренова Элеонора (род. 1934)
Автопортрет с ангелами
1989
Размер - 130 x 95
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7062
Произведения портретного жанра известного мастера монументального искусства и живописца Элеоноры Жарёновой обладают исключительной чертой, характерной, впрочем, для многих художников ее поколения. Они всегда обращены к ближнему кругу автора, друзьям и семье, при этом границы жанра размыты и трактуются не впрямую, а как некое философское обобщение или символ. Это же можно сказать и об автопортретах Жарёновой.
Время написания этой работы отмечено важными событиями в биографии художника. В 1987 году Элеонора Жарёнова и ее муж, художник Владимир Васильцов, в тандеме с которым было реализовано большинство ее монументальных проектов, получили заказ на создание мозаичное панно на тему «Гербы древнерусских городов» для представительского корпуса Русской Патриархии Свято-Данилова монастыря. В последующем искусство, синтетически связанное с храмовой архитектурой, стало неотъемлемой частью творчества Жарёновой, а христианские мотивы – важным метафорическим включением станковых живописных произведений.
Автопортрет 1989 года объясняется самим автором как образ поиска и обретения творческого вдохновения. Изображенный на заднем плане белокрылый ангел символизирует чистое искусство, в то время как ангел с темными крыльями, стоящий напротив, – мир земной, полный отвлекающих бытовых забот, но в то же время дающий художнику безграничный выбор тем для творчества.
Образной выразительности автопортрета способствует легкая, «темперная» живописная манера. Работая широкой кистью, художник намеренно стремится к обобщенной трактовке формы. Композиция монументальна и вызывает ассоциации с древнерусской фреской. Однако цветовая палитра картины сдержанна, строится на контрастном созвучии разных оттенков серого и белого с акцентированной охрой. Обращение к традиции прошлого в сочетании с современными формальными поисками составляет особый авторский стиль Элеоноры Жарёновой, ставя ее искусство в один ряд с ведущими мастерами второй половины ХХ – начала XXI века.