Портрет Н.Н. Сапунова
Патрон шедевра
Бромирский Петр (1886-1920)
Портрет Н.Н. Сапунова
Конец XIX-начало XX века
Размер - 37,8 x 23
Материал - картон
Техника - графитный карандаш, уголь
Инвентарный номер - Инв.4432
Приобретено в 1920 у А.М. Кожебаткина
Возможно, потомки в ответе за то, что современники «проглядели» мастеров, давно ушедших и сегодня забытых. А те, кто жил и работал рядом с Петром Бромирским, скульптором, живописцем и рисовальщиком, 33-летним умершим от тифа в 1920 году, оставили очень скупые воспоминания. По образному описанию Николая Харджиева: «Жизненной неприспособленностью Бромирский напоминал своего современника Велемира Хлебникова. За три года до того, как по московским улицам ходил в “пугачевском тулупчике” Маяковского Хлебников, по тем же улицам ходил полуголодный и бездомный Бромирский в широком пиджаке Кончаловского и узких галифе своего приятеля, художника Н. Васильева».
Впервые знатоки искусства услышали имя Бромирского весной 1905 года на XII выставке Московского товарищества художников. Оно значилось рядом с именами П. Кузнецова, Н. Сапунова, П. Уткина. А уже в 1907 году открылась ставшая знаменитой выставка «Голубая роза». Русский символизм в живописи, скульптуре и поэзии явил 18 участников. Их грезы, миражи и сны превратились в образы-символы. Многие из них были выходцами (или учащимися) Московского училища живописи, ваяния и зодчества, некоторых объединило то, что все они были саратовцами. Обложку каталога украшала голубая роза, нарисованная Николаем Сапуновым.
Портрет Сапунова Петр Бромирский нарисовал в 1912 году, последнем в жизни Сапунова. Кстати, позднее Бромирский создаст живописный реквием, который посвятит утонувшему 32-летнему художнику.
Портрет, о котором идет речь, обнаруживает остроту художественного зрения молодого скульптора (а именно таковым Петр Игнатьевич и был). А еще он лишен условности и светскости, хотя Сапунов в полном парадном облачении. Но широко расставленные глаза, задорно приподнятые усики и по-женски покатые плечи придают облику чуть шаржированный характер. Контраст гладко зачесанных темных волос, такого же темного сюртука и жилета со светлым лицом и белой рубашкой делает его чуть-чуть похожим на маску. Возможно, эту театральную мистификацию жизни, где Сапунов одновременно был и Арлекином, и Пьеро, сумел увидеть проницательный Бромирский.

другие работы автора