Работа Ивана Лубенникова «Отец пришел. Автопортрет с сыном» относится к созданным в 1980-е годы изображениям членов его семьи, соседей, знакомых, неизменно привлекающих жизненной наполненностью, острой характерностью и энергией. Свойственные художнику внимательное наблюдение и собственное видение натуры не только проявляются в яркой индивидуальности каждого образа, но и способствуют возникновению некоего социально-психологического типа – органичного и узнаваемого.
Обращаясь к довольно редкой в изобразительном искусстве теме отцовства, И. Лубенников воплощает характерную семейную сцену – пришедший с работы отец, не успев снять верхнюю одежду, подхватывает на руки прибежавшего сына. На мгновение они оба замирают, как и мир вокруг них. Ребенок, ощутив абсолютную безопасность и защищенность, затихает в больших сильных руках отца, который словно оцепенел, переполненный эмоциями. С присущей художнику самоиронией он наделяет автопортрет ясно читающимся в глазах выражением растерянности и удивления. Как будто именно в этот момент к нему приходит осознание власти этого маленького человечка и зависимости от него, ведь он овладел разумом и сердцем взрослого сильного мужчины и, более того, во многом изменил образ жизни свободолюбивой творческой личности художника. Особая авторская усмешка, эмоциональная острота придают теме родства, душевного единения какую-то рембрандтовскую интонацию и экзистенциальное звучание.
На это направлена и колористическая выразительность: ярко-изумрудный фон художник смело сочетает с красно-коричневыми оттенками, которыми выполнены фигуры, и добавляет к ним ритмические вспышки ультрамаринового цвета. Подобные контрастные, напряженные цветовые отношения достигают почти декоративного эффекта и усиливают эмоциональное звучание работы.
И. Лубенников – художник-монументалист. Обратившись к станковой картине, он привносит в нее особенности монументального искусства – конструктивность и аналитичность, лаконичность и обобщенность, условность натуры и отказ от детализации. Композиция «Автопортрета с сыном» очень проста, почти аскетична – две фигуры заключены в один общий силуэт, выполненный на предельно условном фоне. Сознательно освобождая изображение от повествовательности, от всего случайного, художник стремится к передаче сути происходящего. Он воплощает эмоциональное состояние отца и сына – очень органичное, узнаваемое, близкое каждому и потому всегда привлекательное.
Яркая индивидуальность Ивана Лубенникова, сочетающего в своем творчестве черты монументального искусства с иронией, острой выразительностью, порой гротеском, направлена на проникновение во внутренний мир человека, исследование его жизни, раскрытие своеобразия характера, что стало главной задачей художника и в этой работе.