«Портрет мальчика» Ивана Лубенникова продолжает ряд детских портретов, имеющих многолетнюю историю в отечественном и мировом искусстве. Во все времена художники стремились запечатлеть скоротечность и хрупкость бытия, наиболее заметную в детстве, воплотить чистоту, искренность и незащищенность мира ребенка, обратиться к истокам формирования личности. При этом каждая эпоха, каждый автор делали свои акценты в трактовке детского образа.
«Портрет мальчика», в котором И. Лубенников изобразил своего сына, привлекает лаконизмом и особой выразительностью, которой станковая картина обязана применению приемов монументального искусства. Это отличительная черта творчества художника – монументалиста по образованию и одному из родов деятельности. Работу характеризуют простота композиции, ее статичность и даже застылость, плоскостность пространства и формы, условность строения тела, почти орнаментальная трактовка одежды ребенка. Значительную часть картины занимает сплошной черный фон, который создает ощущение космичности и придает изображенным телам и предметам некоторое свечение. По мнению Лубенникова, «темный фон усиливает жизнь цвета главных объектов», когда немногочисленные и сдержанные цвета картины приобретают особое напряжение и звучность.
Черный фон способствует очищению изображения от всего случайного и повествовательного, от бытовых подробностей и характеристик. Те редкие детали, которые художник включает в свои полотна, всегда значимы, жизненны и наполнены смыслами. В «Портрете мальчика» такой говорящей деталью служит пила в руке маленького ребенка. В этом видится и извечное стремление детей быстрее ощутить себя взрослыми, и проявление мужского начала, и, возможно, осознание неправильности своего поступка, ведь мальчик наивно пытается спрятать опасный инструмент за спиной. Эта трогательная и нежная ирония автора очевидна и в другой, малозаметной на первый взгляд, детали – шнурки на ботиночках ребенка разные. Их белый и черный цвета невольно воспринимаются как символ противостояния света и тьмы, добра и зла, с которыми предстоит столкнуться ребенку на жизненном пути.
Кажущаяся простота формы, композиции, сюжета оборачивается многоплановостью содержания и углубленным психологизмом, стремлением художника передать внутренний мир маленького мальчика, свое трепетное и внимательное отношение к миру детства.