Поступив вольнослушательницей в
Императорскую Академию художеств в 1875 году, Ольга Лагода вскоре начала брать уроки у Ивана Шишкина, прославленного мастера лесного пейзажа. В 1880 году она стала второй женой художника, к тому времени уже овдовевшего. К сожалению, жизненный и творческий путь Лагоды оказался совсем недолгим, спустя год она скончалась. В ответ на соболезнования одного из друзей Шишкин писал: «Если бы ты видел все ее альбомы, рисунки, этюды и начатые картины, ты бы пришел в неописанный восторг – ничего подобного ни мы когда-то, ни теперешний художник не мог мечтать о том, что она сделала!»
Живописные этюды Лагоды-Шишкиной «Рожь» и
«Девочка в траве» были приобретены Павлом Третьяковым у Шишкина вскоре после ее смерти. В картине «Рожь» в поле зрения художницы, а следом и зрителя оказывается совсем небольшой фрагмент ландшафта, словно выхваченный из окружающего пространства. Взгляд поначалу стелется по земле, прямо у корней колышущейся ржи, затем уходит по бескрайней ниве вглубь, до высокой линии горизонта под узкой полоской лазурного неба. В работе проявляется, с одной стороны, стремление воплотить уроки выдающегося пейзажиста, с другой – авторская самостоятельность в построении пространства, глубина которого прочитывается благодаря композиционным диагоналям, связующим пейзажные планы. Общий тональный колорит картины делает ее восприятие еще более целостным. Деликатными тонкими мазками выписаны колосья, вспыхивающие среди них звездочки васильков, пыльная придорожная трава. В тщательной и любовной детальности письма проступает «музыка карандаша», которая, по словам Шишкина, была присуща графическим работам Лагоды, что сразу выделило ее среди других учеников мастера.