Поступив вольнослушательницей в
Императорскую Академию художеств в 1875 году, Ольга Лагода вскоре начала брать уроки у Ивана Шишкина – прославленного мастера лесного пейзажа. В кружке молодых художников, собравшихся в конце 1870-х годов вокруг Шишкина, она выделялась своим дарованием, которое проявилось сначала в рисунках, а затем в живописных этюдах с натуры. В 1880 году Ольга Лагода стала второй женой своего знаменитого учителя, к тому времени уже овдовевшего. К сожалению, жизненный и творческий путь Лагоды-Шишкиной оказался совсем недолгим, спустя год она скончалась. В ответ на соболезнования одного из друзей Шишкин писал: «Если бы ты видел все ее альбомы, рисунки, этюды и начатые картины, ты бы пришел в неописанный восторг – ничего подобного ни мы когда-то, ни теперешний художник не мог мечтать о том, что она сделала!»
Работы Лагоды-Шишкиной «Девочка в траве» и
«Рожь» были приобретены Павлом Третьяковым вскоре после ее кончины. В картине «Девочка в траве» художница избирает мотив, характерный для самого Шишкина, любившего писать уголки заброшенного сада или лесные полянки, вплотную приближая взгляд к поверхности земли. При этом пейзажный этюд воспринимается как обаятельный в своей непосредственности жанровый сюжет: фигурки крестьянских детей, идущих из леса, словно вырастают в густой траве среди стеблей цветущей сныти. В манере художницы соединяются тщательная скрупулезность письма в передаче растительности на первом плане и умение показать глубину и емкость пейзажного пространства. В живописи словно проступает «музыка карандаша», которая, по словам Шишкина, была присуща графическим работам Лагоды и сразу выделила ее среди других учеников мастера.