Тончи Сальватор (1756-1844)
Портрет Г.Р. Державина
1801
Размер - 272 x 196
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5161
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
Гавриил Романович Державин (1743–1816) – видный государственный деятель, поэт, драматург, член литературного общества «Беседа любителей русского слова», сенатор. Его портрет – одно из самых знаменитых произведений итальянского мастера C. Тончи, работавшего в России с середины 1790-х годов, сначала в Петербурге, потом в Москве.
Тончи представил поэта в полный рост, сидящим у подножия скалы, за которой расстилается заснеженное поле. На камне авторская надпись: «Правосудие изображается скалою, румяным (восходом) – дельфийский [то есть пророческий] дух, белым снегом – чистосердечие и правдивость» (пер. с итал.). На большом полотне живописец воплотил замысел самого заказчика, переданный им в программном стихотворении «Тончию»:
Иль нет, ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой:
В жестокий мраз с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой;
Чтоб шел, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рожден в страна́х я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим.
Портрет Державина получил резонанс в обществе. Современники отмечали хорошо переданное сходство, интересную идею. Тончи в полной мере сумел передать на полотне такие качества натуры Державина, как приветливость и доброжелательность.
Портрет Державина находился в петербургском доме поэта. После его смерти полотно перешло к родственникам жены Львовым и впоследствии пополнило собрание Румянцевского музея. В собрании Иркутского областного художественного музея хранится портрет Г.Р. Державина, традиционно считавшийся авторским вариантом-повторением. В настоящее время установлено, что изображение изначально принадлежало кисти другого мастера – А.Е. Егорова, но было позднее переписано художником С. Вронским по гравюре с портрета Тончи.
В коллекции Третьяковской галереи также хранятся изображения Г.Р. Державина работы Н.А. Аргунова (не ранее 1801) и В.Л. Боровиковского (1795).