Прокопий Чирин (упоминание 1593 - 1627)
Богоматерь Казанская
1606
Размер - 31,2 x 27,4 x 3,2
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.14228
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
По иконографическому типу Богоматерь Казанская относится к сокращенному варианту Одигитрии. Явление образа Богоматери Казанской произошло в 1579 году после большого пожара в Казани. Девятилетней девочке Матроне трижды во сне являлась Богоматерь с указанием места на пепелище дома, где была погребена икона. Богоматерь повелела возвестить духовным и светским властям о скрытой святыне. Матрона и ее мать раскопали землю и обнаружили икону, которую торжественно перенесли в храм Николы Тульского, где настоятелем в то время был священник Гермоген, впоследствии митрополит Казанский, а затем и Патриарх всея Руси. Он описал это событие по просьбе царя Феодора Иоанновича. По повелению царя на месте обретения иконы был построен женский монастырь, первыми постриженницами которого стали Матрона и ее мать. При освобождении Москвы от поляков в 1612 году список с чудотворного образа находился в войске князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Икона «Богоматерь Казанская» стала почитаться как покровительница Москвы, а в честь образа был воздвигнут собор на Красной площади.
На обороте публикуемой иконы есть надпись, в которой сообщается, что икона была исполнена Прокопием Чириным по обещанию Никиты Григорьевича Строганова – крупного солепромышленника и землевладельца. Прокопий Чирин (уп. 1593–1627) много работал по заказу семьи Строгановых и стал одним из первых мастеров, сформировавших так называемый строгановский стиль в искусстве конца XVI – первой четверти XVII века. Искусство строгановских мастеров, ставшее синонимом элитарного, придворного искусства, отличалось высочайшим уровнем исполнения и миниатюрным тончайшим письмом.
Икона «Богоматерь Казанская» находилась в коллекции предпринимателя, мецената и коллекционера русских икон С.П. Рябушинского.