Икона представляла собой центральную часть трехстворчатого складня, на створках которого располагались клейма со сценами жития великомученика Никиты, исполненные другим художником. Створки и золотой чеканный оклад в настоящее время хранятся в Государственном Историческом музее.
Новгородец по происхождению, Прокопий Чирин принадлежал к числу московских «государевых мастеров». Как и другие известные иконописцы конца XVI – первой половины XVII века, он исполнил ряд произведений для «именитых людей» Строгановых – богатых русских купцов и промышленников того времени.
Подобно большинству произведений строгановской школы, икона Прокопия Чирина – небольшого размера, с мелкими, тщательно прорисованными деталями. Святой Никита представлен на ней в рост, в молитве перед образом Богоматери с Младенцем Христом, помещенным в правом верхнем углу. Такие изображения патрональных святых, предстоящих Христу или Богоматери, выражали идею заступнической молитвы и были широко распространены в XVI–XVII веках.
Особая изысканность рисунка и цвета, обилие тончайшего орнамента, прочерченного золотыми и серебряными линиями, сближают икону с произведениями ювелирного искусства, уподобляя ее драгоценно украшенной священной реликвии. Одновременно эти художественные особенности выявляют традиционную символику иконописного изображения. Тонкий и хрупкий силуэт фигуры, вытянутые пропорции, обилие световых бликов в одеждах и в личном письме создают бесплотный, пронизанный светом образ. Он ассоциируется с небесным, райским видением и свидетельствует о совершенной духовной красоте горнего мира.
Икона великомученика Никиты была вложена в Благовещенский собор в Сольвычегодске Никитой Григорьевичем Строгановым. На обороте, под верхней шпонкой, сохранилась надпись, содержащая имя художника и дату: «Лета 7101 (1593) написал сей образ на Москве иконник Прокопий Новгородец. А обложен сей образ серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги в 7107 (1598) году сентября 15 дня строением Никиты Григорьева сына Строганова».