Явленский Алексей (1864-1941)
Дом в горах
около 1912
Размер - 50,5 x 54
Материал - картон на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1304
Дар Г.Д. Костаки. 1977
«Дом в горах» входит в серию пейзажей, созданных Явленским в альпийской деревне Оберстдорф. Художник не делает различия между фактурой неба, земли, гор, деревьев, дома – все компоненты пейзажа выплавлены из единой материи, отсылающей к первозданному образу мира. Следуя наставлениям своего мюнхенского учителя Антона Ажбе, Явленский отказывается от детализации и дает крупные литые формы, которые сообщают небольшой по формату композиции монументальность. «Я выкидываю все частности, все детали, чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи», – говорил художник. Эта задача мыслилась единой для всех экспрессионистов – наиболее полно выразить на холсте весь спектр внутренних переживаний. Если для Василия Кандинского и Франца Марка, друзей и коллег Явленского по объединению «Синий всадник», решением этой задачи стал переход к разным формам абстракции, то сам Явленский сохранил верность предметному образу.
Страстная натура художника проявилась в каждом сантиметре пейзажа. Вибрирующие энергичные мазки приводят в движение тяжеловесную статику гор и долин. В этом нельзя не заметить интереса Явленского к творчеству Винсента Ван Гога, одного из самых эмоциональных мастеров второй половины XIX века. Многочисленные диагонали, подчеркивающие упругие абрисы гор и сферичность земли, сообщают композиции дополнительную динамику. Всё повинуется неукоснительному полету земного шара.
Цвет – важнейший компонент искусства Явленского. Художник вдохновлялся баварской народной подстекольной живописью, яркими красками Анри Матисса и особенно творчеством Поля Гогена. Явленский был знаком с его учениками Яном Веркаде и Полем Серюзье. «Дом в горах» сделан в любимой гамме Поля Гогена: насыщенный синий, пронзительный лимонный, спокойный охристый, тревожный красный, приглушенный зеленый. Овладеть безудержной энергией цвета – значило для Явленского одержать верх над своим ярким темпераментом. Поэтому он обратился к клуазонизму, еще одному гогеновскому приему, и заключил цветовые плоскости в черные контуры. Однако сила и энергия цвета таковы, что перегородчатая система не выдерживает напора и на отдельных участках размыкается, обнажая дикую натуру подлинного экспрессиониста.
«Дом в горах» Алексея Явленского – предмет особой гордости Третьяковской галереи: в художественных собраниях России хранится не более двадцати работ этого яркого представителя экспрессионизма.