Васми Рихард (1929-1998)
Баржи
1953-1954
Размер - 70,5 x 88
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - ЖС-6554
Поступило от В.В. Громова. 2005
Рихард Васми – классик ленинградского неофициального искусства. Первые проявления нового направления в Ленинграде возникли вскоре после Великой Отечественной войны в среде «Ордена нищенствующих художников», сплотившегося вокруг Александра Арефьева. Послевоенная разруха и бедность определили творческое сознание этих живописцев, многие из которых не имели специального образования. Васми был одним из немногих, кто его получил, окончив в Ленинграде архитектурный техникум. Целью творчества молодых художников стало воплощение красоты аскетичного в своей простоте мира.
В творчестве Васми переплетаются различные влияния искусства ХХ столетия – от фовизма и направлений русского Серебряного века до геометризма. Переработав по-своему эти влияния, Васми создал художественный прием, выделяющий его в кругу коллег.
В его работах преобладали городские пейзажные мотивы, виды Ленинграда. В «Баржах», одном из наиболее известных произведений художника, живопись Васми плоскостна, он изменяет перспективу пространства, вводит черный абрис статичных предметов, то есть пользуется тем набором приемов, который близок примитивистской стилистике. Но его, как художника-эстета, выдают сложные декоративные сочетания цветов, линейная разработка пространства от переднего плана к дальнему, четкость и ясность форм, «архитектурная» стройность композиции. Колористическое решение соотносится с композиционной простотой и сдержанностью – художник использует локальные цвета без тональных переходов, каждому цвету определяет его четко ограниченное пространство. Так возникает образ-знак города – этот прием стал визитной карточкой художника. В «Баржах» водная гладь цвета морской волны занимает бόльшую часть композиции, а золотистое небо создает ощущение простора и воздуха.
Произведения Рихарда Васми лаконичны и сдержанны, без излишних подробностей. Своеобразная неодушевленность, почти плакатность пейзажа вносит в него некоторую отстраненность, ирреальность. Так возникает образ, обладающий монументальностью и строгим внутренним ритмом.
Художник по-своему претворил идею неофициального искусства 1960-х годов – показать жизнь без приукрашивания, правдиво и честно. Он по праву занял заметное место среди классиков питерского андеграунда.

другие работы автора