Васми Рихард (1929-1998)
Пейзаж
1954
Материал - холст на оргалите
Техника - масло, смешанная техника
Инвентарный номер - ЖС-6923
Поступило от Л.Ю. Гуревич. 2011
Рихард Васми – классик ленинградского неофициального искусства. Первые проявления нового искусства в Ленинграде возникли вскоре после Великой Отечественной войны в среде «Ордена нищенствующих художников», сплотившегося вокруг художника Александра Арефьева. Послевоенная разруха и бедность определили художественное сознание этих живописцев, многие из которых не окончили ни средней художественной школы, ни архитектурного техникума, как Рихард Васми, ни иного художественного заведения. Целью их творчества стало раскрытие красоты этого аскетичного в своей простоте мира.
В творчестве Васми переплетаются различные влияния искусства ХХ века – от фовизма и геометризма до реализма. Переработав по-своему эти направления, Васми создал художественный прием, выделяющий его в кругу коллег.
В его творчестве преобладали городские пейзажные мотивы. В «Пейзаже» художник использует плоскостную живопись, нарушает перспективу пространства, вводит черный абрис предметов и статичных фигур – тот набор приемов, который определяет творчество непрофессионалов. Но Васми, как художника-эстета, выдают сложные декоративные сочетания цветов, правильная линейная разработка пространства от переднего плана к дальнему, композиционная стройность в целом. Колористическое решение соотносится с композиционной простотой и сдержанностью – художник использует открытый локальный цвет без тональной проработки, каждому цвету он определяет свое четкое пространство.
Его произведения лаконичны, почти аскетичны, без излишних подробностей. В них нет бытовизма, так же как подчас в них нет персонажей, могущих внести бытовизм. Определенная неодушевленность городского пространства несет ощущение чего-то нереального, призрачного. Так возникает образ-знак города, обладающий монументальной конкретикой и строгим внутренним ритмом.
Рихард Васми по-своему претворил идею неофициального искусства тех лет – показать жизнь без приукрашивания, правдиво и честно. Он по праву стал классиком питерского андеграунда.

другие работы автора