Соколов Петр (1753 - 1791)
Портрет Никиты Петровича Панина в детстве
1779
Размер - 168 x 102
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20785
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Пётр Иванович Соколов – русский исторический живописец, академик Императорской Академии художеств. С 1773 по 1779 год молодой мастер в качестве пенсионера Академии находился в Италии, где занимался под руководством П.Д. Батони и Ш.Ж. Натуара. Портрет Н.П. Панина был написан вскоре после возвращения Соколова на родину и является редким примером обращения художника к портретному жанру.
Никита Петрович Панин (1770–1837) – государственный деятель, дипломат, сыгравший заметную роль в отечественной истории. Начав свою службу при наследнике престола Павле Петровиче, Панин после его воцарения стал членом Коллегии иностранных дел, послом в Берлине и, наконец, вице-канцлером (1799). В начале правления Александра I Панин фактически руководил внешней политикой России. Однако вскоре он подвергся опале, после чего преимущественно проживал в имении Дугино Смоленской губернии.
Изображение воспроизводит распространенную в европейском искусстве типологию «охотничьего» портрета. Не по годам рослый девятилетний мальчик позирует с ружьем в правой руке на фоне расстилающейся дали с низкой линией горизонта. На нем зеленый камзол и кафтан, отороченный золотым позументом. Левой рукой Панин опирается на сооружение из камней, где лежит его шляпа. На переднем плане изображена охотничья собака, которая принесла подстреленного бекаса и преданно смотрит на своего хозяина. Колорит произведения выдержан в холодной зеленовато-серо-голубой гамме.
Образ Панина написан Соколовым в сентиментально-лирическом ключе. Его фигура S-образно изогнута, что подчеркнуто линией ремня перекинутой через плечо сумки. Композиционное решение портрета может напомнить некоторые работы наставника Соколова П.Д. Батони, такие как портрет лорда Хаддо (1775, Хаддо-Хаус).
В Третьяковской галерее также хранится портрет Н.П. Панина работы французского мастера Ж.Л. Вуаля 1792 года и изображение кисти неизвестного иностранного художника конца XVIII века, на котором молодой человек вновь представлен в амплуа охотника.