Зичи Михаил (1827-1906)
Ангел утешитель
1866
Размер - 73 x 54
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.10375
Дар Зильбермана, Вена. 1928
Михаил (Михай) Зичи – российско-венгерский художник, происходивший из знатной дворянской семьи. Получив художественное образование в Будапеште и Вене, он приехал в 1848 году в Санкт-Петербург. В 1850-м Зичи устроился ретушером в дагеротипное ателье знаменитого мастера фотопортрета Венингера, что отчасти повлияло на его творческий метод. Позднее художник получил статус придворного живописца.
Акварель «Ангел-утешитель» – одна из первых попыток интерпретации поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Изданная в России в 1860 году поэма почти сразу привлекла внимание Михаила Зичи, и он начал разработку сюжетов и образов. Рисунок «Ангел-утешитель» был создан спустя шесть лет после выхода поэмы в России. В последующие десятилетия художник постоянно возвращался к теме «Демона», выполняя как отдельные рисунки, так и серию иллюстраций, работа над которыми сопровождалась поездкой Зичи на Кавказ по лермонтовским местам.
Для рисунка художник выбрал кульминационный момент сюжета: Ангел спускается к Тамаре, не позволяя Демону забрать ее душу: «К груди хранительной прижалась, / Молитвой ужас заглуша, / Тамары грешная душа…». Особую роль в композиции рисунка играют патетические, говорящие жесты героев. Бесстрастный и возвышенный образ Ангела-утешителя противопоставлен страдающей, мятущейся Тамаре. Опираясь на академическую выучку и опыт ретушера, Зичи уделяет особое внимание материалам и фактурам в рисунке. Блеск сатина, прозрачность кружев и тюля, воздушность одеяла, мягкость подушек – всё это кажется реальным, оживающим вместе с героями. Пораженный точностью поэтического языка Лермонтова, Зичи при последующей работе над его произведениями писал: «Рисунки мои не есть что-либо выдуманное и фантастическое, а, так сказать, точная копия с описанных оригиналов».