Михаил Ильич Бочаров происходил из купеческой семьи (по другим сведениям, из семьи крепостных крестьян). Талант будущего художника был развит длительным образованием. Поступив в 1848 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он продолжил учебу в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Наставниками Бочарова были ведущие отечественные мастера пейзажной школы середины XIX века: в училище им руководил Константин Рабус, в Академии художеств – Максим Воробьёв, а затем его сын Сократ.
Награжденный в 1858 году большой золотой медалью за картину «Вид горы Ай-Петри на южном берегу Крыма близ Алупки» (Государственный Русский музей), Бочаров, как пенсионер Академии художеств, несколько лет жил и работал за границей, во Франции, Германии, Швейцарии, Италии, совершенствуя мастерство под руководством мастера дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха и швейцарского живописца Александра Калама. После возвращения на родину был удостоен в 1863 году звания академика пейзажной живописи за итальянские и швейцарские виды. В дальнейшем пейзажист полностью посвятил себя декорационному искусству: создавал эскизы для постановок Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве, участвовал в декоративно-монументальных росписях, писал театральные занавесы. В 1879 году Бочаров получил звание академика декорационной живописи.
«Горный пейзаж с озером» считается ранней ученической работой Бочарова. В картине проявилось тяготение художника к декоративности и даже театрализации ландшафтной композиции, пространственное и колористическое решение которой явно навеяно классицистическими образцами жанра. Используя академические приемы, характерные для идеализированного ландшафта, Бочаров одновременно воплотил представления о романтическом пейзажном образе. Панорамная композиция поражает величием и нездешней красотой природных мотивов, причудливым соединением разнообразных архитектурных сооружений, заметных в глубине. Вдали, на берегу почти сказочного озера, можно увидеть и храмы, и дворцы, и возвышающиеся в горах многочисленные ветряные мельницы. Романтическое впечатление усиливается благодаря эффектам освещения. Дальний план фантастического вида тает в голубом воздушном мареве, передний же, написанный весьма отчетливо и детально, погружен в глубокую тень и загроможден непроходимыми горными уступами, вековыми стволами поваленных деревьев, кущами растительности. Неожиданными в этом театрализованном мире выглядят вполне реалистические жанровые сценки. Так, слева изображены фигурка художника, занятого работой, и заглядывающий в его рисунок мальчик. Здесь стоит вспомнить, что Бочаров во время учебы постоянно работал на натуре, а большинство его станковых произведений, исполненных на родине и за рубежом, представляют реально существующие пейзажи.