Бочаров Михаил (1831-1895)
Вид в Римской Кампанье
1863
Размер - 58 x 110,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1817
Приобретено П.М. Третьяковым
В сочинении «Материалы для истории художеств в России» профессор Николай Рамазанов описывает выставку Общества любителей художеств 1863 года. Перечисляя представленные работы, критик особенно выделил произведение Михаила Бочарова «Вид в Римской Кампанье». По мнению Рамазанова, «прекраснейший вид» переносит зрителя в окрестности Рима, поражает «естественностью, выдержанностью тонов, воздушной перспективой».
Выпускник Академии художеств, Бочаров несколько лет провел в пенсионерской поездке по Европе, останавливался во Франции, Швейцарии, Германии. С 1861 по 1863 год художник жил в Римской Кампанье в Италии. Вероятно, именно собственные впечатления, полученные в путешествии, позволили ему с захватывающей достоверностью изобразить просторы Лацио. При этом Бочаров вряд ли писал с натуры: его пейзаж представляет собой срежиссированный, недостижимый образ вечной гармоничной Италии, долгие века притягивающей художников.
Произведение Бочарова фиксирует масштаб первозданной природы. Горизонтальный формат холста позволяет художнику подчеркнуть необъятность, протяженность пространства, кое-где разбиваемого стогами сена или пасущимся скотом. В глаза бросаются заброшенные руины – единственные свидетельства присутствия человека, никак иначе не запечатленного на картине.
Михаил Бочаров был широко известен не только как мастер станковой живописи, но и как театральный художник. Его интерес к сценографии проявляется и в работе «Вид в Римской Кампанье»: рельеф местности образует подобие сцены на первом плане, тогда как удаляющаяся перспектива, подчеркнутая линейной тенью облаков, превращается в расписанный театральный задник.
В год создания картины «Вид в Римской Кампанье» Михаил Бочаров был признан академиком за произведения «Шильонский замок на Женевском озере», «Озеро Немми», «Албанская аллея» и другие. Эти пейзажи, поэтичные и умиротворенные, заложили основу творческого метода мастера.