Дубосарский Владимир (род. 1964)
Зря ты, Вова. Из серии «Последняя дань московскому концептуализму»
1991
Размер - 42,5 x 70,5
Материал - оргалит
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-168
Дар автора. 2011
Возникновение серии Владимира Дубосарского «Последняя дань московскому концептуализму» спровоцировала реальная история. В 1991 году сквот в Трёхпрудном переулке, где жили и работали молодые художники, посетил один влиятельный куратор. Оказавшись в мастерской Дубосарского, не глядя на художника, он спросил: «Кто это?» Далее, указав на стоящие у стены работы, произнес: «Что это?» – не обращая ни малейшего внимания на автора. После чего молча ушел, оставив Дубосарского в состоянии полного замешательства.
По воспоминаниям художника, это состояние переросло в злость, почти истерику. И в этом истерическом возбуждении за несколько ночных часов он написал более десятка композиций с короткими фразами, «воем» («у-у-у-у», «ы-ы-ы-ы-ы…»), «голосами», которые толкались в его голове. В качестве основы он использовал прямоугольники оргалита со своими старыми набросками. Мрачный, аскетичный колорит также связан с доступными на тот момент красками: коричневой, синей, серой. На одной из картин на коричневом фоне белилами воспроизведен тот самый злополучный вопрос: «Что это?» Вспоминая процесс создания серии, автор сравнивает его с перформансом или акцией, где важно не живописное качество «продукции», а выплеск энергии – злости, отчаяния. В грубом спонтанном письме невозможно распознать навыки художника, окончившего Московское училище имени 1905 года и учившегося несколько лет в институте имени Сурикова. Каждая работа обрамлена неровной полосой по краям: в этих рамочках проявился скорее армейский, нежели академический опыт.
Появление серии было инспирировано не только курьезным визитом куратора, но и общим настроем автора и его ближайших друзей. И Владимир Дубосарский, и Александр Виноградов, образовавшие в 1994 году творческий тандем и ставшие в 2000-е одними из самых успешных и известных художников, в начале 1990-х оказались на распутье. В пестрой картине художественной жизни Москвы того времени доминировали концептуализм и зарождавшийся радикальный акционизм, в которых, казалось, не было места живописным экспериментам. В «Последней дани московскому концептуализму» автор оперирует текстом, формально следуя методологии концептуалистов. Но экспрессивный, истерический стиль написания фраз не имеет ничего общего с отстраненными записями «голосов» персонажей в произведениях Ильи Кабакова. В серии из 12 картин Дубосарского зафиксирован его собственный отчаянный крик.