Абстрактная композиция (двусторонняя)
Патрон шедевра
Заневская-Сапгир Римма (род. 1930)
Абстрактная композиция (двусторонняя)
1964-1965
Размер - 52 x 52
Материал - картон
Техника - темпера
Инвентарный номер - НТ Ж-150
Приобретено у автора. 2010
Римма Заневская (Сапгир) – художница, поэтесса, первая жена писателя и поэта, представителя Лианозовской школы Генриха Сапгира. В 1944–1945 годах занималась в училище при киностудии «Мосфильм» по специальности «макетчик». В начале 1960-х она вошла в «коллектив свободных художников», лидером которого был выпускник московской средней художественной школы Лев Нусберг. Объединяло молодых художников обращение к языку геометрической абстракции, эксперименты с техникой и материалами, интерес к выражению пространства и динамики в искусстве. В 1964 году этот коллектив был преобразован в группу «Движение», которая стала рупором кинетического искусства в Советском Союзе.
В 1960-е Римма Заневская обратилась к языку оп-арта – искусства оптических иллюзий, основанного на особенностях зрительного восприятия. Главным методом Заневской было конфигурирование на холсте минималистичных геометрических форм, окрашенных в локальные контрастные цвета. Так, на лицевой стороне «Абстрактной композиции» перед зрителем предстает ритмичное чередование серых и желтых вертикальных полос. В нижней четверти цвет полос меняется, а чуть выше этого колористического водораздела художница вписывает в желтые полосы круги. Четкий ритм заставляет взгляд зрителя то фокусироваться на каждой отдельной форме, то следовать определенному алгоритму, то пытаться ухватить и оценить картину в целом. Чередование контрастных полос рассчитано на создание иллюзии движения: в определенные моменты наблюдения за статичной картинкой может показаться, что круглые формы приобретают мобильность и начинают подниматься вверх по желтым прямоугольникам. Кроме того, человек, смотрящий на эту композицию, неизбежно стремится к узнаванию в геометрической абстракции пространственного изображения, подбирает комбинации объемных фигур, которые могли бы с определенного ракурса превратиться в подобный набор прямоугольников и кругов. Такое побуждение зрителя к активному участию в постижении произведения характерно для всего искусства ХХ века. «Манифест русских кинетов», написанный в 1966 году, провозглашал за таким восприятием будущее: «Близится, близится ЭРА РЕАЛЬНОГО ИСКУССТВА, время всеобщего человеческого понимания искусством. Эра КИНЕТИЗМА придет!»
На оборотной стороне находится минималистичное изображение фрагмента сферы. Это абстрактное изображение напоминает взгляд из космоса на небесное тело, планету, на которую падает свет звезды. В другой работе этого же периода, «Две звезды» (1962–1963), художница обращается к изображению самих небесных светил. Пристальное внимание Заневской к космической тематике не случайно: после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году и первого орбитального полета Юрия Гагарина в 1961 году космос стал одним из центральных образов в искусстве.