Две звезды
Патрон шедевра
Заневская-Сапгир Римма (род. 1930)
Две звезды
1962-1963
Размер - 53 x 73
Материал - картон
Техника - темпера
Инвентарный номер - НТ Ж-148
Приобретено у автора. 2011
Римма Заневская (Сапгир) – художница, поэтесса, первая жена писателя и поэта, представителя Лианозовской школы Генриха Сапгира. В 1944-1945 годах обучалась в училище при киностудии «Мосфильм» по специальности «макетчик». В начале 1960-х она вошла в «коллектив свободных художников», где лидером был выпускник Московской средней художественной школы Лев Нусберг. Объединяло молодых художников обращение к языку геометрической абстракции, эксперименты с техникой и материалами, интерес к выражению пространства и динамики в искусстве. В 1964 году этот коллектив был преобразован в группу «Движение», которая стала главным «рупором» кинетического искусства в Советском Союзе.
В работе «Две звезды» Римма Заневская обращается к языку оп-арта, исследует оптические иллюзии, которые возникают в восприятии зрителя. Совмещение ярких контрастных желтого, черного, красного цветов и ритмичного геометрического членения вызывает ощущение вибрации изображения. В левой и правой частях работы схематично изображены две звезды с расходящимися к краям работы лучами света. Каждая из звезд смещена к центральной черной полосе листа, и это смещение, нарушение симметрии, своего рода сбой орнамента, является источником кинетического эффекта – иллюзии реального движения. Минималистичные работы Заневской, где кинетический эффект достигается только живописными средствами, поражали даже ее коллег по группе «Движение» емкостью художественного языка.
Обращение Риммы Заневской к образу небесных светил отражает популярность космической темы в искусстве в 1960-е годы, обусловленную успехами СССР в освоении космоса: запуском первого искусственного спутника Земли в 1957 году, путешествиями в космос на кораблях серии «Спутник» собак Лайки, Белки и Стрелки и, конечно, первым орбитальным полетом Юрия Гагарина в 1961 году. Написанный в 1966 году «Манифест русских кинетов» сообщал, что «в ХХ веке техника обручила искусство с наукой», и именно в кинетизме может быть выражен этот синтез. Новый человек, по мнению русских кинетов, принадлежит к космическому поколению, «так пусть же искусство близит людей дыханием звезд!»