Ставассер Петр (1816-1850)
Сатир и нимфа
1850
Размер - 155 x 89 x 65
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.20916
Поступило из Государственного Русского музея. 1931
На рубеже 1830–1840 годов император Николай I задумал построить музейное здание, в котором современной скульптуре планировалось отвести два зала. Начал он с приобретения ряда произведений немецких ваятелей, но вскоре последовали заказы и русским скульпторам. Важнейшим событием в формировании коллекции стала поездка императора в Италию в 1845 году. Он приобрел и заказал более двадцати мраморных статуй. Заказы русским скульпторам были сделаны в Риме, где в то время размещались ателье пенсионеров Петербургской Академии художеств П.А. Ставассера, Н.А. Рамазанова, К.М. Климченко, А.А. Иванова. В студии Ставассера император пришел в восхищение группой «Нимфа с сатиром», законченной к тому моменту в глине. Император долго любовался обнаженной фигурой нимфы, а затем не удержался и спросил мастера: «Неужели у тебя натурщица так хороша и грациозна?» Покидая мастерскую, Николай I распорядился «Нимфу с сатиром» вырубить из мрамора. Однако работа над мраморными статуями протекала не всегда гладко. В конце 1847 года Ставассер сообщил, что в блоке мрамора, предназначенном для изваяния, обнаружилась черная жила. Начатую работу сочли недостойной заказчика из-за этого дефекта. Новый блок мрамора скульптор ждал из Каррары восемь месяцев, и только в 1849 году группа была доставлена в Россию и определена в Новый Эрмитаж (ныне в Государственном Русском музее). Статуя, начатая ранее, была закончена и приобретена князем С.П. Голицыным. Именно этот экземпляр находится в Третьяковской галерее. К сожалению, Ставассеру не довелось вернуться в Россию. Он скончался от болезни легких в Италии в возрасте 33 лет. Современники высоко ценили талант скульптора.
Историк искусства Н.Н. Врангель писал, что в этой работе Ставассера «столько утонченного понимания женщины и технических знаний, что личность Ставассера кажется вовсе незаурядной. Творчество его представляет как бы смесь лучших исканий Гальберга и тех чувственных видений, что дает нам Витали в лучших своих созданиях».