Феодосий Фёдорович Щедрин – яркий представитель золотого века русской скульптуры конца XVIII – начала XIХ века. На его творчество повлияли годы пенсионерства во Франции и Италии. Именно тогда были сформированы особые художественные представления, которыми он стал руководствоваться. Скульптор, познакомившись с памятниками Античности, Ренессанса, французского искусства, выработал свой подход к созданию образа, отвергая «рабское подражание античным образцам».
Произведение «Марсий» Щедрин исполнил во время парижского периода пенсионерства, продолжая учиться в Королевской Академии живописи и скульптуры в мастерской К.-Г. Аллегрена, когда мифологическая тема стала главной в его творчестве. Скульптор воплотил известный сюжет, наполнив образ более глубоким содержанием, нежели довольно ироничное отношение к главному герою в античном искусстве. Миф повествует о состязании в игре на флейте Аполлона и Марсия, закончившемся трагически. Сатир, виртуозно владевший флейтой, победил, однако проигравший разгневанный бог жестоко наказал соперника, приказав содрать с него кожу заживо.
Скульптура выполнена с исключительной выразительностью. Марсий привязан к дереву, но все его тело упорно борется, рвется к свободе. Сложный разворот и наклон торса вперед композиционно дополняется обильными складками драпировки. Согнутый ствол дерева, словно тень, вторит фигуре мученика. В характеристике образа важную роль играет разработка лица сатира – вытянутого, с насупленными бровями, заостренными ушами и удлиненной бородкой. Марсий молчаливо терпит боль, лишь напряжение его лба и резкие морщины возле носа показывают, как мужественно он выносит мучения. Для полного раскрытия сюжета автор вводит в композицию многоствольную флейту. Музыкальный инструмент, ставший невольным виновником этой жестокой сцены, безмолвно и неприметно висит на ветке.
Современники о «Марсии» Щедрина писали: «Маленькая статуя, в которой художник, кажется, имел намерение обнаружить особенную силу и смелость воплощения <…> Весьма замечательный ваятель, обнаруживший в своих работах богатое воображение, большие познания и особенную свободу в манере, которая не основывалась ни на исключительном подражании античности, ни на точном изучении природы».
Скульптура «Марсий» по решению Совета Императорской Академии художеств была отобрана для пополнения музея Академии в 1908 году. Снятие формы и отливку в бронзе с авторского экземпляра в гипсе 1776 года (НИМ РАХ) выполнили скульпторы М.Я. Харламов и Н. П. Ясиновский. В дальнейшем это произведение поступило в Русский музей, а в 1927 году передано в собрание Третьяковской галереи. В коллекции музея хранится также скульптурная композиция
«Марсий» (гипс), поступившая из Государственного музейного фонда в 1927 году.