Ле Грэ Густав (1820-1884)
Вид с моста Согласия на набережную Тюильри и площадь Согласия. Париж
1859
Размер - 33,2 x 48
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток, ретушь (на картонном паспарту)
Инвентарный номер - РФт-393
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся две фотографии, исполненные одним из пионеров этого искусства – Гюставом Ле Гре. Как и у многих ранних мастеров, образование Ле Гре было связано с живописью, и это, несомненно, повлияло на его творчество фотографа. Мастер всегда считал, что фотография – это высокое искусство, не менее важное, чем живопись. При этом он успешно дополнял художественное самовыражение техническим новаторством, разработав несколько интересных приемов. Это, например, печать изображения с двух негативов, дающая возможность отразить широкий диапазон освещения; пропитка бумаги для негатива воском, позволявшая сократить время выдержки и увеличить разрешение. Его приемами фотографы пользовались в течение длительного времени. Но главным для Ле Гре было создание художественного образа – в портрете, пейзаже или архитектурной фотографии.
Ле Гре познакомился с фотографией в середине 1840-х годов. Начинал он с дагеротипных портретов, затем увлекся съемкой пейзажей. Портретная фотография стала частью его профессиональной жизни, сохранились прекрасные студийные портреты французского императора и императрицы, а также известных военных и гражданских деятелей. Пейзажные снимки, сделанные в лесу Фонтенбло, принесли ему бронзовую медаль на выставке «Продукция промышленности» в 1849 году, продолжал он эту тему и в последующие годы.
Благодаря тщательному выбору места и времени съемки фотографии мастера выходили далеко за рамки простого отображения природы, что особенно ярко проявилось в его морских пейзажах – «маринах». Марины пользовались огромной популярностью у французской публики.
Параллельно с пейзажной съемкой Ле Гре применил свои таланты и в уникальном предприятии французского правительства – Комиссии по историческим памятникам. Признавая важность фотографии как инструмента фиксации, комиссия в 1851 году обратилась к членам общества «Гелиография» в Париже с просьбой провести общенациональное фотографическое обследование исторических зданий, многие из которых находились под угрозой разрушения. К работе были привлечены пять лучших фотографов Франции, среди них и Ле Гре. Многие изображения демонстрируют все отличительные черты его мастерства в работе со светом. Наибольшего успеха в съемках архитектуры Парижа он достиг в конце 1850-х годов. Одна из этих фотографий – «Вид с моста Согласия на набережную Тюильри и площадь Согласия».
Фотограф выбрал для съемки высокую точку, с которой освещенное солнцем пространство площади выглядит как сцена, обрамленная деревьями-кулисами, а великолепные здания кажутся декорациями к спектаклю. Площадь Согласия – одна из самых красивых в Париже, не раз менявшая внешний вид и название. Изначально она была названа в честь Людовика XV. Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Ане Габриэль, открытие состоялось в 1763 году. После Великой французской революции с 1789 года памятник монарху был снесен, на его месте поместили статую Свободы, а площадь получила имя Революции. На ней установили гильотину, на которой были казнены король Людовик XVI со своей женой Марией-Антуанеттой, а затем Робеспьер, Дантон и еще более тысячи человек. Символом того, что граждане Франции пришли к примирению, стало очередное переименование – в XIX веке площадь получила свое нынешнее название – Согласия. Король Луи-Филипп, чтобы ничто не напоминало о трагических событиях, происходивших в этом месте, повелел украсить пространство фонтанами, колоннами, статуями. В 1836 году по углам площади установили статуи в античном стиле, символизирующие восемь главных городов Франции. Центральным элементом стал подаренный королем Египта обелиск из Луксорского храма. С обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны – уменьшенные копии римских фонтанов с площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырех рек, а второй – Фонтан морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министерство морского флота Франции (здание справа на среднем плане фотографии). Дворец слева – Отель де Крийон. Между ними видна Королевская улица и портик церкви Сен-Мадлен. Задник этой великолепной площади-сцены – панорама Парижа.
Виды Парижа были, вероятно, последними снимками Ле Гре во Франции. Обладая несомненным талантом фотографа, он не смог добиться коммерческого успеха, кредиторы преследовали его, и в 1860 году Ле Гре был вынужден уехать, оставив семью в Париже. Он отправился вместе с Александром Дюма в средиземноморское путешествие, которое привело их в Италию в самый разгар восстания Гарибальди. Ле Гре создал серию фотографий баррикад на улицах Палермо и других городов, снимал и самого Гарибальди. После Италии он посетил Мальту, где расстался с Дюма и отправился в Ливан, затем в Египет. Там он провел последние годы жизни.
Сегодня Гюстав Ле Гре – один самых дорогих фотографов XIX века, его работы хранятся в лучших собраниях – Музей Метрополитен, Музей Гетти, Музей Виктории и Альберта.

другие работы автора