Ситников Александр (род. 1945)
Раненый петух
1978
Размер - 120 x 120
Материал - холст
Техника - масло, смешанная техника
Инвентарный номер - ЖС-2590
Приобретено от автора. 1987
Во второй половине 1970-х пластический язык произведений Александра Ситникова изменился – испытав влияние древнерусской иконописи на рубеже 1960–1970-х, теперь он обратился к синтезу, казалось бы, невозможных для советского искусства сюрреализма и иконы. Плоскость полотна стала решаться художником как пространственно-живописная материя, которая рождает художественные образы. В эти годы Ситников вводит собственную систему образов-символов.
В картине «Раненый петух» таким символом стал упавший на землю петух, образ которого наделен здесь сложной символикой. В мифологии разных культур петух воплощает идею возрождения, обновления. Он противостоит мраку и нечистой силе. В картине Александра Ситникова мы видим поверженную птицу, и повержена она темной силой в виде мрачной эмоциональной живописи, обозначающей пространственную тьму. В этом противопоставлении светлой и темной силы художник выстраивает драматургию произведения. Женские фигуры, рисунок которых напоминает и древнеегипетских плакальщиц, и образы древнерусской иконописи, развивают общий смысл картины.
Сложный линейно-пластический ритм и живописное решение, сочетающее пастозную фактуру в центре холста и более гладкую по краям, рождают драматический вихрь хаоса и страстей. Произведение несет идею гармонии и в то же время ее гибели. В экспрессивной динамике композиции посредством всех живописных и композиционных приемов возникает еще один авторский вариант реквиема по ХХ веку.

другие работы автора