«Натюрморт с зайцем» Александра Грицая на первый взгляд может показаться традиционным охотничьим натюрмортом, основные атрибуты которого – ружье и трофей – находятся в центре композиции. На самом деле картина далека от характерного для этого жанра изобилия форм и красок и вызывает, скорее, щемящее чувство горечи и безысходности от столкновения с мрачным обликом смерти.
В немалой степени подобное настроение создается цветовой гаммой, построенной на сближенных оттенках коричневого цвета. Эта особая тональность, получившая в кругу художников название «грицаевской», – сумрачная, скорбная, порой трагическая. В то же время за внешней цветовой скупостью скрывается высокий уровень мастерства владения тональной живописью, которая под кистью А. Грицая достигает тончайших валёров. Сдержанность, аскетичность, скупость колорита передают душевное волнение художника, его невеселые размышления о жизни и смерти. Ведь изображенный мертвый заяц – не охотничий трофей, а жертва пришедшей в деревню цивилизации: ослепленный светом автомобильных фар, он попал под колеса машины. Всё это придает «Натюрморту», скромному по формату, неброскому по живописи и с небольшим количеством изображенных предметов, экзистенциальное звучание и драматургию большой картины.
Композиционно работа А. Грицая также выходит за рамки натюрморта, поскольку включает пространство интерьера деревенского дома со старыми широкими досками на стенах и на полу, со стоящими вдоль стен деревянными лавками, с простой, но добротной мебелью выразительных форм, красивых пропорций и линий. В этом доме – большом, пятистенном, купленном художниками в складчину в архангельской деревне Андричево на берегу реки Пуи, А. Грицай регулярно жил и работал в 1980-е годы. Его привлекала удивительная гармония архитектурного ансамбля села с деревянной церковью и колокольней XIX века, с сохранившими традиционный облик крестьянскими домами и северной природой, суровой и величественной.
Пейзажи, интерьеры, натюрморты, созданные художником в этом селе, воспроизводили вековой крестьянский уклад, который рушился на его глазах, когда приходили в запустение и исчезали некогда богатые села. Александр Грицай был летописцем уходящей жизни русской деревни и даже в рамках натюрморта оставался художником драматического плана, живописные образы которого вобрали и отобразили проблемы страны и эпохи.