Грицай Александр (род. 1950)
Ночь
1977
Размер - 69 x 120,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6787
Поступило от РОСИЗО к 150-летию ГТГ. 2007
«Ночь» Александра Грицая – произведение из немногочисленного творческого наследия художника, рано ушедшего из жизни, но оставившего заметный след в отечественном искусстве 1970–1980-х годов. Сын Алексея Михайловича Грицая, выдающегося живописца и педагога, он сумел найти собственную тему; ею стала трагическая судьба русской деревни. Еще студентом оказавшись на севере Вологодской области, Александр Грицай испытал потрясение от красоты и величия тех мест и одновременно их оторванности и заброшенности. Это предопределило характер его творчества на все последующие годы, как и многолетнюю тягу художника к Русскому Северу, его суровой величественной природе и мужественным трудолюбивым людям, тяжелый быт которых он постигал собственным опытом, подолгу живя и работая в вологодских и архангельских деревнях.
«Ночь» относится к серии работ, выполненных А. Грицаем в деревне Беляевка – труднодоступном, но красивом месте на севере Вологодской области. В конце 1970-х годов, когда художник впервые там оказался, деревенский быт во многом сохранял черты XIX века – хозяйство оставалось натуральным, обеспечивающим людей всем необходимым: здесь все также делали посуду, плели лапти, ткали на старинных станках. По-прежнему венчал деревенский пейзаж колодец-журавль – простой и величественный одновременно. Название колодца связано с внешним сходством конструкции с птицей, а легкость извлечения воды делала его доступным даже детям.
Именно колодец-журавль главенствует на полотне А. Грицая, возвышаясь над небольшими хозяйственными постройками. Вокруг него выстраивает художник композицию картины, подчеркивая его символическую роль как источника чистой воды, а значит, и жизни людей. При этом силуэт колодца, достаточно жестко прописанного художником и отчетливо читающегося в лунном свете белой северной ночи, невольно вызывает сравнение с крестом-распятием, и в творчестве А. Грицая это сравнение не случайно. На глазах художника рушился вековой крестьянский уклад, жизнь покидала деревню, и в работе «Ночь» приметой такого исхода воспринимается изображенный на переднем плане заброшенный сруб недостроенного дома, бревна которого уже приобрели серебристо-серый цвет, с течением лет появляющийся на дереве под воздействием солнца и ветра, дождей и снега.
Изысканный колорит «Ночи», выстроенный с помощью немногочисленных, но тончайших цветовых отношений, не может заглушить скорбной ноты, звучащей в этой работе и пронизывающей всё творчество Александра Грицая.