Галактионов Степан (1778-1854)
Вид на усадьбу
1823
Размер - 44,4 x 57,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11061
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Рисовальщик и живописец Степан Филиппович Галактионов воспитывался в Императорской Академии художеств (1785–1800), где учился под руководством М.М. Иванова и С.Ф. Щедрина, А. Радига и И.С. Клаубера. В 1815 году начал преподавательскую деятельность и к 1850 году заслужил звание профессора. Одним из первых в России начал работать в технике литографии.
Литография не требовала длительного обучения и отличалась от ранее распространенной ксилографии большой тоновой мягкостью и пластичностью изобразительных форм. Живость и естественность штриха, близкого к рисуночному, соответствовала эстетическим идеалам эпохи с ее установками на камерное искусство.
Среди многочисленных эстампов С.Ф. Галактионова выделяются виды русских городов, выполненные по оригиналам П.И. Свиньина для журнала «Отечественные записки» (1820-е), а также альбом под названием «Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1821–1822) по собственным рисункам автора.
Можно предположить, что живописный «Вид на усадьбу», местоположение которой не удалось определить, был создан Галактионовым во время путешествий, в процессе сбора материала для иллюстраций к будущим изданиям.
Несмотря на значительный размер, картина отличается скрупулезностью письма и ювелирной точностью в передаче деталей. Центр композиции занимает поросший деревьями остров, который огибают бурные потоки реки с каменистыми порогами. На высоком холме, над рекой, возвышаются усадебные постройки: барский дом и хозяйственные флигели, которые четко проступают на фоне высокого голубого неба. Все строения оформлены в модном для тех времен стиле классицизма, с применением бело-золотой цветовой гаммы и ордерной системы Древней Греции.
На противоположном берегу видны приходская церковь и деревянные сельские постройки. Дальний план картины занимает окутанный легкой дымкой горный пейзаж. Передний план оживлен стаффажными фигурками людей, которые вносят в картину ноту реализма и помогают оценить масштаб включенных в панораму деталей.
Отдельное внимание зрителя привлекает просевшая в бурном потоке лодка с гребцами, утопающая в пене волн. Это единственный элемент картины, который нарушает элегию умиротворенного загородного ландшафта и добавляет незамысловатому сюжету толику романтизма.