Галактионов Степан (1778-1854)
Голубая спальня
Первая треть XIX века
Размер - 32,2 x 47
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.27420
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
«Голубая спальня во дворце» – одна из немногих работ в жанре интерьера гравера, пейзажиста Степана Галактионова.
Изображена просторная комната с голубыми обоями с цветочным узором и наборным паркетом в блекло-голубых оттенках. Высокий белый потолок декорирован фигурками путти и украшен изящной люстрой. Справа на окне – голубая штора на золоченом карнизе. Комната обставлена мебелью светлого дерева в стиле ампир, отделанной в голубых тонах. Слева – большая кровать с голубым покрывалом под роскошным балдахином того же цвета. У изголовья на стене – крест и икона. В углу комнаты – печь из голубоватого мрамора. У стен расставлены небольшой диван, кушетка, корзина для белья. У окна – кресла, круглый столик с небольшим самоваром и посудой, туалетный столик с зеркалом, свечами и предметами для умывания. В глубине спальни – открытая дверь, сквозь которую виден небольшой смежный кабинет. Там стоят кресло и стол со свечой и письменным прибором, рядом – бюст молодого мужчины на высоком мраморном постаменте.
Акварель исполнена с большим мастерством. Тонкий перовой рисунок, которым сделаны контуры предметов, выдает руку опытного гравера, резчика по металлу. Однако Галактионов прекрасно владеет и кистью. Расцвечивая лист, он не только пользуется широкими заливами краски в изображениях мебели, тканей, но и рисует линиями и штрихами, формируя орнамент пола и фактуру стен. Цвет бумаги активно включается в художественный образ. Белые пятна двери и большого окна, поддержанные светлым плафоном люстры и блестящей подкладкой балдахина, создают ощущение света, льющегося в комнату.
Изящество убранства голубой спальни свидетельствует об изысканном вкусе ее владельцев. К сожалению, изображенный интерьер не определен. В 1800–1810-е годы Галактионов гравировал, рисовал и писал маслом виды в Гатчине, Петергофе и Царском Селе, работал для графов Строгановых. Вероятно, акварель была выполнена художником для кого-то из его высокопоставленных заказчиков.