Академик французской академии живописи и скульптуры Этьен-Морис Фальконе стал известен в России после того, как был приглашен в 1766 году Екатериной II для создания конного памятника Петру I. Ему сразу была предоставлена мастерская, где он занимался созданием произведения. Для этого был построен деревянный помост в форме постамента, на который наездники из царской конюшни «взлетали» на лошадях, чтобы Фальконе смог запечатлеть момент движения.
Первоначальные навыки в скульптуре Фальконе получил в мастерской своего дяди, мраморщика Н. Гильома, затем почти десять лет работал в мастерской известного придворного скульптора Жана Батиста Лемуана в качестве ученика и помощника. В 1753 году выиграл конкурс на украшение церкви св. Роха в Париже, для которой исполнил восемь монументальных произведений. С 1757 по 1766 год был художественным руководителем и директором модельерной мастерской Севрской мануфактуры во Франции.
В 1744 году Фальконе выполнил скульптурную композицию «Милон Кротонский» (гипс), за которую был признан «назначенным» в академики Королевской академией живописи и скульптуры в Париже. В следующем году за эту же группу, выполненную в мраморе, получил звание академика.
Когда в 1766 году Фальконе был приглашен в Россию, он взял с собой гипсовый экземпляр скульптуры и подарил Академии художеств в Санкт-Петербурге. Композиция «Милон Кротонский» была включена в учебную программу Академии в XVIII веке и стала одним из самых распространенных «образцов пластического решения», помогавших молодым художникам в освоении законов экспрессии при передаче драматического сюжета.
Этьен-Морис Фальконе в своем произведении показал не подвиги греческого атлета Милона Кротонского, жившего в VI веке до нашей эры, а момент его смерти, когда атлет стал жертвой самоуверенности. Уже немолодой Милон решил проверить силу и разорвать пень, с которым не справились дровосеки, но его руки застряли в расщелине, и он попал в западню. В этот момент разъяренный лев набросился на него.
Скульптор нашел оригинальный пластический ход для передачи невероятного напряжения. Композиция с разновекторным изображением фигур строится динамично, на контрастах напряженных и подвижных форм. Разворот фигуры, движение рук и ног подчеркивают мускулатуру атлета. Усиленные живописные контрасты светотени, обилие ракурсов добавляют произведению яркость. В сложной позе героя, в его перекошенном болью и яростью лице передано огромное эмоциональное напряжение.
Скульптура «Милон Кротонский» была очень популярна в России и неоднократно повторялась в разных материалах. В начале XIX века известный бронзолитейщик скульптор К.И. Миглинник выполнил отлив в гипсе, который сначала хранился в Русском музее, а затем был передан в Третьяковскую галерею. Плохая сохранность произведения продиктовала необходимость выполнить отлив в долговечном материале – бронзе, что и исполнил скульптор В.В. Лукьянов. В собрании музея хранятся оба экземпляра работы «Милон Кротонский» – в гипсе и бронзе.