Фотографическая компания «Ротографика» (1900-1915)
Фотография. Колонна Непорочного зачатия. Рим
1900–е
Размер - 24,3 x 19,2
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-341
В Третьяковской галерее хранится значительная коллекция итальянской фотографии XIX – начала XX века. В ее составе выделяется подборка фотоотпечатков, созданных около 1900 года миланским издательством «Ротографика». Это снимки памятников архитектуры, интерьеров музеев и церквей, произведений живописи и скульптуры, созданных в разные эпохи – от древности до XIX века. Большая часть собрания посвящена античному искусству из музеев Рима и Неаполя. В этой подборке представлены фотографии экспонатов из Национального археологического музея в Неаполе, Капитолийского музея, Национального римского музея и музеев Ватикана (в основном снимки античной скульптуры). Об искусстве эпохи Возрождения можно было узнать благодаря репродукциям фресок папских дворцов, произведений станковой живописи и фотографиям скульптуры из Пинакотеки Ватикана, галереи Корсини, галереи Боргезе, Академии святого Луки, собора Святого Петра и других римских церквей.
Компания «Ротографика» была крупным предприятием со штаб-квартирой в Милане и филиалами в Венеции, Неаполе, Павии, Палермо, Пизе, Риме, Флоренции. На ее фотографиях ставился товарный знак «Вечное издание» (итал. «Edizione inalterabile»). Это словосочетание выносилось на белую полосу вдоль нижнего края снимка, где обычно итальянские фотографы помещали свою фамилию. С 1900 по 1915 год компания использовала фотобумагу в рулонах, производимую берлинским «Новым фотографическим издательством», которую называли «километры фотографии». Нововведение сократило количество ручного труда печатника и позволило значительно увеличить тиражи. Однако вскоре эта технология была вытеснена фотомеханическими процессами, более рентабельными.
На представленной фотографии мы видим часть римской площади Испании с «Колонной Непорочного зачатия». Этот монумент высотой 11 метров был установлен в 1857 году, в честь принятого тремя годами ранее папой Пием IX догмата о Непорочном зачатии. Автор памятника, архитектор Луиджи Полетти (1792–1869) использовал при его создании несколько видов мрамора. На постаменте установлены фигуры библейских пророков Моисея, Исаии, Иезекииля и царя Давида, служащие дополнительными опорами колонне. В верхней части композиции, на шаре и полумесяце – символах вершины мира, находится фигура Богоматери, исполненная скульптором Джузеппе Обичи (1807–1878). Под ее ногами поверженный змей, который издавна ассоциируется с первородным грехом. На правой руке статуи всегда висит венок из живых белых лилий, который жители города каждый год 8 декабря при помощи подъемного крана водружают на руку Девы Марии.