Лаверецкий Николай (1837-1907)
Амур и Психея
1887
Размер - 237 x 71 x 78
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.18586
Поступило из Государственного Русского музея. 1931
Николай Акимович Лаверецкий – талантливый скульптор, яркий представитель салонного академизма второй половины XIX века в России. Он известен как автор жанровых композиций, портретов, много работал в области монументальной скульптуры. В 1868 году был удостоен звания академика. С 1871 года преподавал в должности профессора в натурном и скульптурном классах Императорской Академии художеств.
Скульптурная группа «Амур и Психея» – одна из известных работ Н.А. Лаверецкого. Образ Психеи, пришедший из искусства Древней Греции и Древнего Рима, оказался востребован в русской художественной культуре в конце XVIII – XIX веке. Скульптор был вдохновлен великой историей любви, рассказанной древнеримским писателем Апулеем в романе «Метаморфозы» («Золотой осел»). Венера приказала Психее спуститься в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Возлюбленная Амура нарушила запрет, открыла крышку и была охвачена волшебным сном, но поцелуй Амура возвратил Психею к жизни. Именно этот момент изобразил Лаверецкий. Амур целует возлюбленную, обнимает ее и поднимается над землей. Он улетает с Психеей, только что очнувшейся от глубокого сна.
Вертикальная композиция с одновекторным изображением фигур строится достаточно статично. Чтобы показать, что это событие происходит на небе, скульптор в основе композиции изобразил земную полусферу, от которой и развивается вверх вся сцена. Сложный ритм ниспадающих драпировок, слитность двух фигур, красивые ракурсы открывают многочисленные точки обзора и множественность восприятия этой скульптурной группы. Произведение отличается точностью передачи фактуры, мягкостью линий, красотой формы.
Композиция «Амур и Психея» (гипс) экспонировалась на академической выставке, с которой Музей Академии художеств приобрел ее у автора в 1887 году. Через два года по заказу Русского музея императора Александра III модель была отлита в бронзе. В собрание Третьяковской галереи скульптура была передана в 1931 году из Государственного Русского музея.