За Фёдором Владимировичем Боткиным закрепилось меткое определение «замоскворецкий парижанин». Художник принадлежал к большому купеческому роду Боткиных, который дал русской культуре много известных деятелей. Получив блестящее юридическое образование в Московском университете, Фёдор Боткин уехал в 1887 году в Италию. Великие итальянские мастера вдохновили его на занятия живописью, которые начались в частной мастерской в Неаполе и продолжились в миланской Академии художеств. В 1889 году уже в Париже он учился у академиста А.Ф. Ролля, но благодаря дружескому общению с французскими художниками, в творчестве которых формировался стиль модерн, увлекся новыми течениями живописи. Именно Фёдор Боткин познакомил своего родственника Сергея Ивановича Щукина, знаменитого в будущем коллекционера, с творчеством импрессионистов и их последователей. В Париже, где началась его успешная выставочная деятельность, он поддерживал тесные связи с колонией русских художников, участвовал в выставках современного искусства Франции, Германии, Австрии и России.
Темой полотен Боткина стал поиск идеала вечной женственности – излюбленный мотив символистской поэзии. Анатолий Луначарский писал о его картинах: «Фёдор Боткин изображает красоту женщины так, что она действительно является цветком, чистой, привлекательной, ласкающей формой. <…> Искусство Боткина <…> отбрасывает прочь пластическую выпуклость и пестроту действительности, остаются два-три красочных тона, чуть заметные нюансы, тени, и только. Локоны вьются, глаза сияют, губы раскрыты – все это пленительно и отвлеченно. Настроение грусти, иногда легкого недоумения еще больше украшает этих девушек».
Панно «Вечер на берегу озера» типично для стиля модерн с его вниманием к певучести линий, c обобщенностью рисунка, тональными переходами цвета, характерной «бездейственностью». Золотисто-матовая поверхность, изысканная плавность силуэтов, тихое состояние задумчивости, переданное в позах, наводят на мысли о нежных грезах и неясных мечтаниях. Исследователь творчества Боткина Ольга Давыдова отметила, что в «оригинальном варианте художник зачастую включал указание на цветовую доминанту непосредственно в название работы». В своих произведениях Боткин стремился приблизиться к ирреальному призрачному миру, увлекая за собой зрителя.