Михаил Шемякин с 1901 по 1902 год учился в Мюнхене в частной школе известного педагога Антона Ажбе. Для художника жизнь в этом городе стала незабываемой не только потому, что здесь он приобрел новые профессиональные знания, она окрасилась еще и счастьем первых лет семейной жизни. Незадолго до поездки в Германию он вступил в брак с Людмилой Гржимали, дочерью известного музыканта, профессора Московской консерватории, которая также обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С этого времени главным персонажем многих произведений живописца стала его жена, обаятельный, женственный облик которой легко узнается. Чуть позже, с рождением сыновей, в жанровую живопись Шемякина органично вошла семейная тематика. Пожалуй, только Леониду Пастернаку удалось не менее ярко и поэтично передать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка и в целом уют хорошо налаженного домашнего очага.
Произведение «Мать и дитя» исполнено Шемякиным в импрессионистической манере свободной, легкой и уверенной кистью. На картине в профиль изображена молодая красивая женщина с младенцем на руках. Несмотря на то что эта радостная интимная сцена изображена в тени летнего сада, вся она пронизана игрой солнечных бликов. Теплые солнечные лучи касаются лиц матери и сына, делая их румяными, белоснежной блузы женщины и кофточки ребенка, обогащая их разными цветовыми рефлексами, зеленых ветвей и листьев деревьев. Этот мотив полюбился художнику и часто им повторялся. Похожая композиция под названием «Мать и дитя на солнце» (1907) находится в Государственном Русском музее.