Михаил Шемякин, талант которого приобрел оригинальные и самобытные черты, заложил основы профессионализма в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В пристрастии художника, особенно в раннем творчестве, к портретной живописи, тонким цвето-тональным разработкам и в целом колориту, построенному на противопоставлении темной и светлой палитры, угадывается влияние искусства Серова, учеником которого он был. Близко к серовскому диапазону цветов написано одно из первых самостоятельных произведений живописца – «Портрет А.И. Абрикосова». Шемякин изобразил в полный рост своего деда – крупного предпринимателя, основателя кондитерского фабрично-торгового «Товарищества А.И. Абрикосова и сыновей», председателя совета Московского учетного банка, действительного статского советника. Несмотря на свой солидный возраст (портрет писался, когда Абрикосову было 78 лет), бодрый пожилой мужчина сидит в кресле с зажатой в руке тростью. Произведение отличает не только внешняя похожесть, но и прекрасная психологическая характеристика. Перед зрителем предстает сильная личность с волевым благородным лицом, оригинальность которому придает пронзительный строгий взгляд и ореол прекрасно написанной седой окладистой бороды. В семье Шемякина сохранился рассказ о том, что созданный внуком портрет «был настолько похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: “Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали”». Этот портрет Игорь Грабарь определил как «превосходный», который не укладывается в категорию ученических работ.