Ендогуров Иван (1861-1898)
Пейзаж. Морской залив
1892–1893
Размер - 10,3 x 15,8
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-88
Дар В.А. Васнецова. 1984
Иван Ендогуров – один из интереснейших пейзажистов конца XIX века. Несмотря на рано оборвавшуюся из-за тяжелой болезни жизнь, художник успел приобрести известность как мастер лирического пейзажа, оставив после себя богатое творческое наследие. Картины Ендогурова входят в коллекции крупнейших русских музеев, многих региональных и частных собраний.
В коллекции «Музея Аполлинария Васнецова» Третьяковской галереи хранятся два небольших этюда 1890-х годов. В это время художник, уже больной чахоткой, большую часть времени проводил в поездках по Европе. Италия, Германия, Норвегия, Франция – Ендогуров по нескольку месяцев жил в каждой стране, создавая циклы тонких лирических пейзажей. Особенно его привлекали виды моря и побережья. В каждой стране появлялись любимые места, которые мастер писал снова и снова. Одним из таких мест стали берега залива близ Аяччо на Корсике.
Этюд «Пейзаж. Морской залив» выполнен в свободной легкой манере. Быстрыми небрежными мазками показаны небо и волнующиеся воды залива. Более основательно, неторопливо проработаны тяжелые массы гор, поднимающихся из моря. По композиции этюд близок другим видам, написанным в Аяччо, однако его отличает отсутствие четких деталей. Массивные строения цитадели растворяются в серых сумерках, горные вершины на заднем плане частично скрыты за клубящимися тучами. Художник ограничивает свою палитру оттенками серо-синего и песочного цветов, сливая море, землю и небо в единое целое. Картину оживляют лишь небольшие ярко-желтые пятна освещенных окошек в цитадели, а также подсвеченные белилами вершины дальних гор.
Эта картина – своеобразное исследование художником возможностей серого цвета, а также сочетаний мазков разной формы и фактуры. Энергичные, набегающие друг на друга линии первого плана контрастируют с плавными неподвижными плоскостями второго, создавая внутреннюю динамику. Гармоничное сосуществование постоянного движения и бесконечного покоя – одна из удивительных особенностей природы, талантливо отображенная чутким мастером в этом маленьком этюде.

другие работы автора